Что значит депутат на постоянной основе?

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Что значит депутат на постоянной основе?

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 февраля 2018 г. N 53-АПГ18-1

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Красноярского городского Совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 31 октября 2017 года об удовлетворении административного искового заявления исполняющего обязанности прокурора Красноярского края о признании недействующим пункта 2.1 Порядка материально-технического обеспечения деятельности Красноярского городского Совета депутатов, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 28 марта 2006 года N 9-181.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Красноярского городского Совета депутатов Смоленскене К.Н.

, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И.

, полагавшего решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Красноярского городского Совета депутатов от 28 марта 2006 года N 9-181 утвержден Порядок материально-технического обеспечения деятельности Красноярского городского Совета депутатов.

Согласно пункту 2.

1 Порядка (в редакции решения Красноярского городского Совета депутатов от 22 декабря 2008 года N В-68) депутату городского Совета, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, устанавливается ежемесячная компенсация расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, в размере 72% денежного вознаграждения депутата городского Совета, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, без учета районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в иных местностях края с особыми климатическими условиями.

22 декабря 2015 года решением Красноярского городского Совета депутатов N 11-146 пункт 2.

1 Порядка дополнен абзацем вторым, в соответствии с которым депутат городского Совета вправе отказаться на определенный срок или бессрочно от ежемесячной компенсации расходов, связанных с осуществлением им депутатской деятельности, установленной абзацем первым указанного пункта, путем направления заявления в адрес председателя городского Совета. Возобновляются выплаты на основании личного заявления депутата.

Оспариваемый Порядок и последующие изменения к нему опубликованы в официальном печатном издании “Городские новости” 6 апреля 2006 года N 34, 1 января 2009 года N 1, 30 декабря 2015 года N 198.

Исполняющий обязанности прокурора Красноярского края обратился с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия пункта 2.1 названного нормативного правового акта, ссылаясь на его противоречие статьям 31, 33 и 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 5.

1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, статье 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 года N 6-1832 “О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае”.

По мнению административного истца, положения Порядка, предусматривающие ежемесячную денежную выплату депутатам Красноярского городского Совета независимо от понесенных ими расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий и без представления документов, подтверждающих сумму понесенных расходов, ведут к нарушениям в сфере бюджетного процесса, не соответствуют принципу эффективности использования бюджетных средств.

Пункт 2.1 Порядка также не отвечает требованиям ясности и определенности правового регулирования и недвусмысленности правовых норм, поскольку допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения при осуществлении указанной выплаты депутатам.

Решением Красноярского краевого суда от 31 октября 2017 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Красноярский городской Совет депутатов ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Красноярского края поданы возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.

В соответствии с пунктом “н” части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 131-ФЗ).

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).

Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата органа местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 года N 6-1832 “О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае” установлено, что уставом муниципального образования лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, может гарантироваться право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения; лицу, замещающему муниципальную должность на непостоянной основе, уставом муниципального образования может гарантироваться компенсация за счет местного бюджета расходов, связанных с осуществлением полномочий.

Согласно пункту 3 статьи 27, пункту 1 статьи 30 Устава города Красноярска Красноярский городской Совет депутатов состоит из 36 депутатов, осуществляющих свои полномочия, как правило, на непостоянной основе; число депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, не может превышать 10% от установленной численности городского Совета.

В силу пункта 2 статьи 48-1 Устава города Красноярска депутату, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, гарантируются условия работы, обеспечивающие исполнение должностных полномочий; возмещение расходов, связанных со служебной командировкой и дополнительным профессиональным образованием; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения полномочий; дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности; депутату, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, компенсируются расходы, связанные с осуществлением своих полномочий.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований абзаца второго части 2 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ о недопустимости противоречия иных муниципальных правовых актов уставу муниципального образования, Порядок предусматривает не компенсацию понесенных расходов в связи с депутатской деятельностью, как это предусмотрено Уставом города Красноярска и краевым законом, а ежемесячную выплату депутатам Красноярского городского Совета независимо от понесенных ими расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий и без представления документов, подтверждающих сумму таких расходов; поименованная в пункте 2.1 Порядка выплата хотя и названа “компенсацией расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности”, но фактически, с учетом ее безусловности, периодичности и единого для всех размера, представляет собой денежное вознаграждение за осуществление депутатских полномочий, поэтому признал несостоятельными ссылки административного ответчика на то, что данная выплата носит компенсационный характер и установлена на основании пункта 2 статьи 48-1 Устава города Красноярска. Из взаимосвязанных положений абзацев первого и второго пункта 2.1 Порядка прямо следует, что названная выплата производится, приостанавливается и возобновляется независимо от понесенных депутатом расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий и, более того, независимо от фактического исполнения таких полномочий.

Выводы суда согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.

По смыслу статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ и статьи 2 Закона Красноярского края установление такой гарантии осуществления полномочий депутата, как выплата денежных сумм, имеет цель компенсировать понесенные депутатами расходы.

Однако оспариваемым муниципальным правовым актом установлена необоснованная обязанность по выплате депутатам Красноярского городского Совета ежемесячной фиксированной денежной суммы, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, регламентированному статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Федеральный законодатель, наделяя орган местного самоуправления нормотворческими полномочиями по установлению гарантий осуществления полномочий депутата, одновременно определил объемы и границы их реализации, указав в абзаце первом части 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, что такие гарантии определяются не произвольно, а в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Действующее законодательство не предусматривает возможность выплаты депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, ежемесячных денежных сумм независимо от выполнения депутатских полномочий.

Ежемесячная оплата труда устанавливается только депутату, осуществляющему полномочия на постоянной основе, при этом законодатель дополнительно накладывает ограничения в виде запрета занятия видами деятельности, перечисленными в части 7 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ. Кроме того, в абзаце третьем части 5 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено правило о недопустимости работы на постоянной основе более 10% установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Таким образом, Красноярский городской Совет в оспариваемых положениях Порядка, не содержащих иных предписаний, кроме норм, обязывающих производить депутатам ежемесячные денежные выплаты, фактически закрепил право депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, на получение ежемесячного дохода независимо от фактического исполнения публичных функций.

Такое правовое регулирование не согласуется со статусом депутата, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, который вправе иметь другую постоянную работу.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, проверялись судом, им дана надлежащая оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном решении, с такой оценкой Судебная коллегия согласна.

Наименование органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, изложено судом в резолютивной части решения в соответствии со статьями 26, 27 Устава города Красноярска, определяющими, что выборным органом городского самоуправления является Красноярский городской Совет депутатов.

Неуказание в резолютивной части судебного постановления на удовлетворение требований административного истца, в силу части 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием к отмене решения суда не является, поскольку не привело к принятию неправильного решения.

Исходя из изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Красноярского краевого суда от 31 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Красноярского городского Совета депутатов – без удовлетворения.

Возврат к списку

Источник: http://prokhmao.ru/legal-advice/mo-help/4/68026/

Нужно ли платить депутатам зарплату?

Что значит депутат на постоянной основе?
07 Ноя 2019, 12:39

Депутат новосибирского горсовета Наталья Пинус подняла вопрос о выплате заработной платы парламентариям. Она уверена, что финансовые затраты увеличат эффективность горсовета и изменят ситуацию, когда отсутствие выплат для депутатов отсекает возможность для многих известных новосибирцев, не имеющих отношения к крупному бизнесу, пойти во власть.

Помните такой анекдот:Устроился парень в полицию, а за зарплатой не приходит три месяца. Подходит к нему начальник и говорит:— Почему ты за зарплатой не приходишь?

— А я думал, пистолет выдали, и дальше крутись сам, как можешь.

В Новосибирске есть замечательные люди, журналисты, общественные активисты, которые, я знаю, могли бы стать хорошими депутатами. Я вижу это. Но на предложения баллотироваться они совершенно резонно отвечают: «Даже если мы изберемся, то как мы будем кормить наши семьи? Чтобы быть хорошим депутатом, надо много работать. Но эта деятельность неоплачиваемая».

В итоге такие кандидаты даже не баллотируются. И вы выбираете из того, кто вам предложен.

Да, действительно, я вижу в этом проблему, которая препятствует вхождению в состав городского парламента лидеров, готовых отстаивать интересы горожан. Что касается лично меня, то я могу позволить себе ситуацию не получать доход от своей работы только потому что нашу семью «кормит» мой муж. Но, согласитесь, не у всех такая ситуация.

Я считаю, депутаты больших городов могут и должны получать за свою работу зарплату, потому что работы у депутата реально много, если делать ее хорошо.

А отсутствие зарплаты дает возможность заходить в депутатский корпус только тем, кто имеет доход от бизнеса, партии или политического движения.

Мой опыт наблюдения за горсоветом показывает, что такой доход — это зависимость, которая не всегда позволяет депутатам работать в интересах горожан. Такой депутат должен согласовывать свои решения.

Подавляющее большинство моих знакомых убеждены, что депутаты получают зарплату и очень удивляются, когда узнают, что это не так. Согласно п. 5 ст.40 №131-ФЗ, не более 10% от числа муниципальных депутатов могут работать на постоянной основе. Как правило, это председатель и его замы. То есть из 50 депутатов горсовета Новосибирска, 45 депутатов работают на общественных началах.

Наверное, депутаты маленьких муниципальных образований в 10 тысяч человек могут работать, совмещая депутатскую работу с чем-то еще. Но я знаю, если хочешь действительно качественно работать, как депутат города-миллионника, то этой миссии надо уделять много времени.

Сложно совмещать эту деятельность с чем-то еще. Говоря о работе депутата, я подразумеваю работу на нужды округа, глубокое, а не поверхностное изучение документов, формирование предложений городского масштаба.

Насколько я могу судить, далеко не все депутаты горсовета сегодня глубоко вникают в обсуждаемые вопросы. Лучше сказать, немногие.

Где лежит бесплатный сыр?

Давайте посмотрим на эту историю с другой стороны.

Смотрите, что мы имеем: сегодняшняя система позволяет становится депутатами только обеспеченным людям, которые имеют достаток. Или тем, кто задействован в партийном устройстве и имеет доход оттуда (часто в конечном счете окупаемый за счет того же бизнеса).

Я думаю, горожане должны понимать: многие из депутатов тратят десятки миллионов рублей на избирательные кампании, становятся законными представителями народа. И потом работают на благо людей. Совершенно безвозмездно. Добровольно и бескорыстно несут на себе бремя общественного служения. Такое общественное служение особенно популярно в Новосибирске среди крупных застройщиков.

Предложения

В России 2 345 муниципальных образований. Численность 14 из них составляет более одного миллиона жителей. Новосибирск с его 1,6 млн — самый крупный муниципалитет России.

25 муниципалитетов России имеют численность от 500 тыс. жителей до одного миллиона. 208 муниципалитетов — от 100 до 500 тыс. жителей. 200 муниципалитетов совсем небольшие: до 10 тыс.

жителей, это в два -три раза меньше одного нашего городского избирательного округа.

Определенно, объеем вопросов, находящийся в сфере компетенции депутата городского парламента в 1,6 млн человек и района в 10 тыс. человек существенно отличаются. Сейчас для всех муниципалитетов действует единое правило: до 10% от общего числа могут работать на постоянной основе.

На мой взгляд, должна быть зависимость числа депутатов, которые могут работать на постоянной основе, от размера муниципалитета.

Например, считаю разумным такое распределение:

Муниципалитет свыше 1 млн человек человек — зарплату могут получать до 50% от общего числа депутатов. От 500 тысяч жителей до 1 млн — до 30%. До 500 тысяч жителей — до 10% от общего числа депутатов.

Опять траты из бюджета?

Да. Но, на мой взгляд, эти траты окупят себя. Такие меры позволят заходить в состав городских парламентов таким депутатам, которые будут полноценно работать на горожан. И будут заниматься этим без отрыва на другую деятельность. Сейчас это практически невозможно.

Такие независимые депутаты будут ставить вопросы о направлении бюджетных средств, о финансовых нарушениях, требовать решения насущных вопросов, защищать интересы горожан в разных сферах.

А не лоббировать интересы конкретного бизнеса ценой соглашательской политики в отношении интересов простых людей.

К сожалению, так нередко бывает, будь то тема повышения тарифов, решения по градостроительной политике и другие вопросы.

27 Дек, 11:07

Недовольный новосибирец перекрыл выезд со штрафстоянки

27 Дек, 10:34

Омича нашли обезглавленным после жалобы на подброшенные Росгвардией наркотики «Мы и так в шоке от ваших подарков»: омские депутаты попросили Путина не поздравлять россиян с Новым годом

27 Дек, 08:36

Режим черного неба объявлен в трех городах Кузбасса

27 Дек, 08:35

Норильская прокуратура отрицает авторство жалобы на голые ноги и «глупые сообщения в инстаграм» своего начальника

Page 3

27 Дек, 11:07

Недовольный новосибирец перекрыл выезд со штрафстоянки

27 Дек, 10:34

Омича нашли обезглавленным после жалобы на подброшенные Росгвардией наркотики «Мы и так в шоке от ваших подарков»: омские депутаты попросили Путина не поздравлять россиян с Новым годом

27 Дек, 08:36

Режим черного неба объявлен в трех городах Кузбасса

27 Дек, 08:35

Норильская прокуратура отрицает авторство жалобы на голые ноги и «глупые сообщения в инстаграм» своего начальника

Page 4

27 Дек, 11:07

Недовольный новосибирец перекрыл выезд со штрафстоянки

27 Дек, 10:34

Омича нашли обезглавленным после жалобы на подброшенные Росгвардией наркотики «Мы и так в шоке от ваших подарков»: омские депутаты попросили Путина не поздравлять россиян с Новым годом

27 Дек, 08:36

Режим черного неба объявлен в трех городах Кузбасса

27 Дек, 08:35

Норильская прокуратура отрицает авторство жалобы на голые ноги и «глупые сообщения в инстаграм» своего начальника

Page 5

27 Дек, 11:07

Недовольный новосибирец перекрыл выезд со штрафстоянки

27 Дек, 10:34

Омича нашли обезглавленным после жалобы на подброшенные Росгвардией наркотики «Мы и так в шоке от ваших подарков»: омские депутаты попросили Путина не поздравлять россиян с Новым годом

27 Дек, 08:36

Режим черного неба объявлен в трех городах Кузбасса

27 Дек, 08:35

Норильская прокуратура отрицает авторство жалобы на голые ноги и «глупые сообщения в инстаграм» своего начальника

Источник: https://tayga.info/149962

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (статья 40)

Что значит депутат на постоянной основе?
Вопрос

Вправе ли органы местного самоуправления требовать у лица, замещающего муниципальную должность,представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для их опубликования в сети “Интернет”?

Вопрос

В соответствии с ч. 8 ст.

40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Ведется ли работа по разработке и принятию федерального закона, регламентирующего гарантии прав депутатов?

Вопрос

Могут ли быть оспорены (признаными незаконными) решения, действия (бездействия) муниципальных депутатов, исполняющих свои полномочия на непостоянной основе, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации?

Вопрос

Следует ли учитывать председателя представительного органа муниципального образования (не является главой муниципального образования) при установлении 10 процентов депутатов, которые могут работать на постоянной основе?

Вопрос

Вправе ли депутат представительного органа муниципального образования замещать должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации?

Вопрос

Каков порядок  досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока подачи сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Вопрос

Руководитель муниципального унитарного предприятия избран депутатом представительного органа муниципального образования. Не является ли это нарушением п. 2 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г.

№ 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»? Имеет ли право такой депутат участвовать в ании по утверждению кандидатуры главы муниципального образования, ведь в данном случае возникает конфликт интересов?

О некоторых вопросах противодействия коррупцииВопрос

Может ли представительный орган муниципального образования принять нормативный правовой акт, в соответствии с которым удостоверение депутата представительного органа муниципального образования будет являться документом подтверждающим личность?

Вопрос

В целях оптимизации расходов местного бюджета городским финансовым отделом муниципального образования председателю городской Думы предложено финансировать только 0,5 ставки вышеназванной должности. Правомочны ли действия финансового отдела администрации города?

Позиция Комитета

К вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных федеральным законодательством (предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах).

Вопрос

Насколько перспективен вопрос отмены обязанности подачи сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей для депутатов представительных органов сельских поселений?

Вопрос

Возможно ли проведение встреч депутата с избирателями в иных помещениях, нежели предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе встречи депутатов с трудовыми коллективами в помещениях предприятий, учреждений, иных организаций?

Вопрос

Каковы основания и процедура начала осуществления полномочий депутатом муниципального образования на постоянной основе и их прекращение?

Вопрос

Возможно ли досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, в связи с утратой доверия и по каким основаниям?

Вопрос

Вправе ли муниципальные образования закреплять в своих уставах нормы о дополнительных гарантиях выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим, замещающим должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, которые предусматривают, что после прекращения ими своих полномочий им выплачивается денежное содержание, установленное на день прекращения полномочий, в течение одного года?

Вопрос

Должен ли депутат представительного органа муниципального образования, осуществляющий свои полномочия на постоянной оплачиваемой основе, получать компенсацию своих расходов?

Вопрос

Вправе ли глава муниципального образования (депутаты, работающие на постоянной основе) занимать должности заведующих кафедрами ВУЗов?

Вопрос

Обязан ли глава муниципального образования направлять в представительный орган муниципального образования все издаваемые им муниципальные правовые акты?

Вопрос

Сколько депутатов представительного органа муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе, если общее количество депутатов представительного органа муниципального образования не составляет целого числа?

Вопрос

Заключается ли с депутатами представительного органа муниципального образования трудовой договор?

Разъяснение

О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (в редакции Федерального закона № 446-ФЗ).

Источник: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Organy-i-dolzhnostnye-lica-mestnogo-samo/Status-deputata-chlena-vybornogo-organa-

Депутат неосвобожденный

Что значит депутат на постоянной основе?

Московская городская дума приняла закон, по которому депутаты следующего созыва будут исполнять свои обязанности «без отрыва от производства». В штат возьмут только председателя, его заместителей и руководителей структурных подразделений.

Похожая практика действует во всех региональных парламентах, кроме Санкт-Петербурга и Чеченской Республики. Новшество вызвало бурные споры среди московских депутатов.

Отказ от профессионального парламента оказался болезненным, хотя вся страна действительно живёт по-другому.

Как хочу, так и работаю

Депутаты в регионах сами решают, работать им на постоянной основе или по совместительству. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» даёт право выбора. Законодательное собрание может быть и полностью профессиональным, и полностью общественным, и смешанным.

Но народный избранник, который получает оклад в заксобрании, не может работать где-то ещё. Творческая, научная и учебная деятельность — не в счёт. Народному избраннику по совместительству работодатель обязан предоставлять до шести дней в месяц для исполнения государственных обязанностей. За этот период выплачивается денежная компенсация. Как и присяжным заседателям.

В большинстве регионов на постоянной основе работают председатели, заместители законодательных собраний и главы комитетов. И число штатных мест ограничено. Но есть и более интересные решения.

Например, в Калининградской областной думе в разных созывах испробовали почти все варианты. В итоге путём проб и ошибок пришли к тому, что народный избранник сам вправе решать, работать ли ему в парламенте на профессиональной основе или совмещать законотворчество с другим видом деятельности. Подход наиболее либеральный.

Применяют его и в Волгоградской областной думе, но там уже идут разговоры о том, что число освобождённых депутатов станет фиксированным. Впрочем, региональные депутаты не слишком гонятся за парламентским рублём.

Из 40 депутатов Калининградской областной думы на постоянной основе трудится 21 человек, несмотря на то, что зарплата законодателя по меркам региона высокая — порядка 70 тысяч рублей.

Председатель постоянного комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры Калининградской областной думы Александр Кузнецов признаётся, что не видит прямой связи между эффективностью деятельности заксобрания и тем, на какой основе работают парламентарии.

«Если у депутата нет внутреннего желания ответственно заниматься законотворчеством, то не играет роли, работает он за зарплату или по совместительству, — считает депутат.

— Честно говоря, не все профессиональные депутаты изучают тексты законопроектов перед их рассмотрением».

Перегиб на местах

С этой точкой зрения совершенно не согласны депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Пример Московской городской думы депутатов Северной столицы не вдохновил.

«Если подобное примут у нас, я в такой парламент избираться не буду, — отрезал член постоянной комиссии по вопросам правопорядка и законности Евгений Марченко. — Депутатом надо быть на профессиональной основе или не быть вообще».

Его коллега, заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Борис Вишневский, напомнил: «Мы всё это проходили в первом созыве, когда можно было работать на неосвобождённой основе.

Такие же депутаты были во времена советской власти. Толку от них ни малейшего. Совместительство позволит прийти в парламент бизнесменам, а они все зависимы от власти».

Угроза лоббизма, безусловно, существует, но актуальнее проблема с посещаемостью думских заседаний. Так или иначе она стоит во всех местных парламентах, где депутаты работают «на совмещёнке». В Законодательном собрании Иркутской области даже ввели дисциплинарную меру. За пропуск четырёх заседаний без уважительной причины депутат лишается полномочий. Правда, прецедентов пока не было.

В этом регионе народных избранников, работающих на непостоянной основе, попытались лишить даже небольших выплат на командировки, ручки, блокноты. Аргументом послужило то, что во многих субъектах РФ суды признавали подобные нормы не соответствующими федеральному законодательству, так как между этими депутатами и законодательным органом нет трудовых отношений.

Чтобы поставить точку в споре, парламентарии внесли в Государственную Думу законопроект, которым предложили отдельно прописать норму, позволяющую выделять из бюджета деньги на эти цели.

Законопроект отклонили с пояснением, что федеральный закон позволяет местным парламентам самостоятельно решать вопросы материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Общественный парламент, что ни говори, для местного бюджета выгоднее. Например, в Государственном собрании (Курултае) Республики Башкортостан из 110 депутатов на постоянной основе работают 22. А в Законодательном собрании Еврейской автономной области — 6 из 19. Но тут уж сэкономили, так сэкономили. 

За двумя зайцами

В московском законе эти и другие депутатские нужды учтены. Московский парламентарий, работающий на непрофессиональной основе, имеет право пользоваться служебным автомобилем. Ему положен кабинет, оборудованный средствами связи и оргтехникой. Мобильный телефон и оплата сотовой связи.

Четыре штатных помощника, зарплата которым будет выплачиваться из городского бюджета. Помещение для приёма граждан в избирательном округе и оплата командировок по заданию думы. А вот зарабатывать на жизнь придётся в другом месте. Из плюсов — не надо будет стоять на бирже, когда закончится срок депутатских полномочий.

Из минусов — сделать полноценную карьеру вряд ли удастся из-за банальной нехватки времени.

Какой парламент эффективнее — профессиональный или общественный, — во многом зависит от конкретного региона и численности населения. В муниципальном органе законодательной власти вряд ли нужны штатные депутаты за исключением разве что председателя.

А в таком мегаполисе, как Москва, депутату довольно трудно будет совмещать взаимодействие с избирателями, участие в заседаниях, подготовку проектов законов и основную работу. Как бы ни получилась погоня за двумя зайцами. Хотя опыт регионов показывает, что деятельность депутатского корпуса на общественных началах делу не вредит.

Важно, чтобы народный избранник выполнял свою основную функцию — представлял интересы избирателей в законодательном собрании. А уж на полной ставке он это делает или по совместительству — значения не имеет.

Александр Крутов,

председатель комиссии Московской городской думы по регламенту, правилам и процедурам:

– Я в Московской городской думе работаю с первого дня её образования. В то время в городе ни одного закона не было. Мы на заседаниях работали по восемь часов в день.

И за первые три созыва было фактически создано всё действующее московское законодательство, а вот в последние годы у нас заседания длятся в пределах часа.

И рассматриваемые законопроекты в основном касаются внесения изменений в существующие правовые акты, приведение их в соответствие с федеральным законодательством. То есть это уже такая тонкая шлифовка, которая не требует большого усилия, откровенно говоря.

Характер работы депутата поменялся, и нагрузки уже меньше. А заниматься работой с обращениями граждан и контролем за расходованием городского бюджета, откуда удобнее? Из здания на Петровке или со своего рабочего места?

Критериев оценки деятельности законодательных собраний не существует и быть не может. И как оценивать? По числу принятых законов? Иногда внутри фракций начинают оценивать работу депутатов по количеству предложенных законопроектов… Подозреваю, что внесение отдельных законопроектов как раз вызвано необходимостью отчитаться.

Если человек знает, по какому параметру его оценивают, естественно, он будет работать на этот параметр. Длина ногтей? Всё. Работаем на длину ногтей. Единственно верная формула: работу депутата оценивает его избиратель. По первому разу он может проать «за красивые глаза», а по второму — уже смотрит на результат.

Так что лучшая оценка деятельности депутата — повторное его избрание.

Андрей Клычков,

руководитель фракции КПРФ Московской городской думы:

– Чтобы сэкономить бюджетные средства, а такой тезис звучал при внесении законопроекта, логичнее было бы установить верхнюю планку зарплат депутатов. Либо увеличить число народных избранников, работающих на общественных началах, до ста человек. Принятый закон мною воспринимается как заявление мэрии, что в услугах городской думы она больше не нуждается.

Сравнения с другими регионами не выдерживают никакой критики, потому что нет ни одного субъекта Федерации, где бы депутату приходилось, как в Москве, работать со 170 тысячами избирателей по своему округу. Три депутата нашей фракции за четыре года обработали 34 тысячи обращений граждан. Как с этим будут справляться депутаты-общественники, я не представляю.

Я считаю, что изменения в порядке работы депутатов направлены не на благо города, а характеризуют перекос в сторону исполнительной власти в части управления столицей. Я, конечно, надеюсь разубедиться и быть неправым, но всё идёт к тому, что Мосгордума будет собираться раз в месяц и ать за присланные исполнительной властью законопроекты.

А возможно, депутаты нового созыва примут соответствующие поправки и увеличат количество депутатов, работающих на профессиональной основе.

Надежда Арабкина

Источник: https://www.pnp.ru/politics/2014/07/08/deputat-neosvobozhdennyy.html

Правовая помощь
Добавить комментарий