Имеет ли право учитель физкультуры поставить двойку ребенку, который освобожден от занятий?

Обязан ли посещать уроки физической культуры ученик, освобожденный от занятий?

Имеет ли право учитель физкультуры поставить двойку ребенку, который освобожден от занятий?

Современные школьники, проводящие большую часть своей жизни за компьютером, не отличаются богатырским здоровьем. Они практически не бывают на улице, а о спорте даже не помышляют. Следствием этого становятся рецидивирующие простудные заболевания, а затем — освобождение от физкультуры в школе. Обязан ли в таком случае ученик посещать уроки?

История вопроса

Приказом министра образования и науки Российской Федерации с 2011/2012 учебного года в школах России в качестве обязательного часа к учебной нагрузке школьника ввели третий урок физкультуры.

Анализ состояния учебного предмета «физическое воспитание» в ОУ помог понять чиновникам Минобра, что двух уроков физкультуры в неделю для обеспечения обучающимся высокого уровня физической активности недостаточно.

В результате в базисный учебный план образовательных организаций, занимающихся реализацией программы основного общего образования, внесли изменения, и в объем недельной нагрузки учащихся ОУ всех типов и видов было введено третье занятие физической культурой.

Такое увеличение учебной нагрузки продиктовано многими обстоятельствами:

  • необходимостью усиления роли физической культуры в воспитании современных школьников;
  • задачей укрепления их здоровья и общего физического самочувствия;
  • увеличением объема двигательной активности учащихся;
  • необходимостью развития физических качеств и совершенствования физподготовки;
  • в целях формирования навыков ЗОЖ (здорового образа жизни).

Учителям физкультуры также необходимо ориентироваться на состояние здоровья обучающихся и разделение их на три группы. Каждого школьника по состоянию его здоровья определяют в основную, подготовительную или специальную группу.

Для тех, кто отнесен к подготовительной группе, рекомендуется использовать физические упражнения с целью укрепления здоровья. В этом случае занятия спортом помогут противостоять неблагоприятным условиям внешней среды.

Те же, кто имеет ограничения для занятий физкультурой в связи с противопоказаниями, могут с помощью уроков в школе повышать свою физическую подготовленность, укреплять здоровье и даже корректировать физическое развитие.

Что такое «освобождение от физкультуры»?

Согласно ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту), во всех школах есть учебный предмет «физическая культура». Каждый обучающийся школьник должен освоить эту дисциплину и получить оценку в аттестат об окончании основной или общей школы.

После перенесенного заболевания ученик получает справку из медицинского учреждения, которая и дает основание на две недели или на месяц освободить его от физических нагрузок. Однако такая справка не освобождает от освоения данного учебного предмета.

Следовательно, ученик должен присутствовать во время урока, но выполнять задания, не включающие физическую нагрузку.

Нужно учитывать и то, что Федеральный Закон «Об образовании» (часть 7 статьи 28) предусматривает ответственность школы и конкретного преподавателя за жизнь и здоровье учащегося весь учебный день.

Если по расписанию идет урок физкультуры, а школьник предоставлен сам себе, то нельзя гарантировать его безопасность.

И за любой несчастный случай, который произойдет в эти 45 минут с ребенком, данный предметник будет несет ответственность, включая уголовную.

В случае, если урок физкультуры стоит в расписании первым или последним, родители могут попросить у директора разрешения в письменной форме не посещать их ребенку урок две недели или месяц (как значится в справке).

Однако при этом в заявлении они указывают, что ответственность за его жизнь и здоровье берут на себя.

Важно не забывать, что присутствие на уроке помогает учащемуся, хотя бы теоретически, осваивать выполнение новых элементов гимнастики или техники выполнения прыжков и т. д.

Чем должен заниматься на уроке освобожденный ученик?

В прежние времена дети, относящиеся к специальной группе здоровья, могли годами быть освобожденными от физической культуры. Поэтому в их аттестате об образовании предмет «физическая культура» просто не значился. Предполагалось, что данный ребенок такой предмет не осваивал по состоянию здоровья.

По современному стандарту, эта школьная дисциплина должна значиться в каждом аттестате: и за 9, и за 11 класс. Поэтому дети, относящиеся к специальной группе, должны заниматься ЛФК (лечебной физкультурой) или в группе здоровья с щадящим режимом.

Следовательно, оценки они получать будут, как правило, хорошие.

Могло быть и так, что ученики, много и часто болеющие, из-за постоянного освобождения от уроков физической культуры не имели оценки за одну или даже две-три четверти. Им ставили отметку — «н/а», что означало «не аттестован».

Сейчас это недопустимо, поэтому освобожденный после болезни ученик не просто должен присутствовать на уроке, а получать оценки. Он может подготовить устное или письменное сообщение о любом виде спорта (если занимаются баскетболом, то об истории его возникновения).

Он может рассказать учителю о правилах поведения на уроке, о технике безопасности при выполнении упражнений на гимнастических снарядах и т. д.

В связи со сдачей государственной выпускной аттестации в тестовой форме было разработано большое количество тестов по физкультуре, онлайн-тренажеров и тому подобных ресурсов.

Они тоже могут стать подспорьем в выставлении итоговой оценки за четверть или даже год ученику, часто освобождаемому от занятий по физической культуре.

Полное либо окончательное освобождение от физкультуры допустимо только для лиц с ограниченной дееспособностью.

Как дети симулируют болезнь, чтобы не пойти в школу:

Похожее

Источник: https://uchitelskaia.ru/osvobozhdenie-ot-fizkultury-v-shkole/

«Легкие телесные повреждения». Как конфликт со школьным учителем физкультуры перерос в нечто большее

Имеет ли право учитель физкультуры поставить двойку ребенку, который освобожден от занятий?

Больше года назад в гомельской гимназии №51 шел урок физкультуры. Учитель велел 8-летнему Ване отжиматься, при этом поднял его ноги руками, чтобы увеличить нагрузку. У школьника хватило сил на три раза. Раздосадованный такой подготовкой учитель отпустил ноги.

По другой формулировке — бросил.

«Умышленно причинил телесные повреждения», — всхлипывает в трубку мама… Так или иначе, с этого эпизода началась долгая и муторная тяжба родителей против гимназии — с судами, жалобами, контржалобами, изящными многоходовками, чемоданами компромата и прочими атрибутами холодной войны.

Раиса Юсупова — мама того самого третьеклассника. Позади уже несколько выигранных судов, оплаченные физические и душевные страдания каждого члена семьи. Но Раиса Джураевна намерена продолжать борьбу. Решила привлечь к происходящему внимание общественности.

В гимназии рассказывают свою версию — очень осторожно подбирая слова, чтобы не дать повода для новых исков и жалоб. Собственно, взаимоотношения семьи и учебного заведения давно уже не ограничиваются темой того давнего инцидента на физкультуре.

Претензий друг к другу у сторон много. Но если одни хотели вычеркнуть это знакомство из памяти как страшный сон, то другие, напротив, все помнят и не дают забыть о себе.

«Не мы начали эту войну»

Договариваясь о встрече, мы просили родителей Ивана принести документы, касающиеся этой истории. Но не ожидали, что их столько (на самом деле их больше, все принести не смогли).

— 17 апреля урок физкультуры проходил одновременно в нашем классе и в четвертом, — Раиса Джураевна реконструирует события со слов сына и по результатам собственных исследований. — Ваня обсуждал с одноклассниками, кто в какую команду пойдет на челночном беге. Это не понравилось учителю старшего класса Николаю Строку.

Он сказал Ване сделать 20 отжиманий, высоко поднял ему ноги. Получается, ребенок практически вниз головой висел. Он смог отжаться раза три, а потом Строк просто кинул ноги. Ребенок ударился коленями.

После этого учитель стал упрекать его, мол, что ж ты за солдат… Ваня рассказывает, что над ним стали смеяться оба класса, от обиды и боли он заплакал. Проплакал всю физкультуру, завтрак и начало второго урока. Подходил к классной, но она проигнорировала его, в медпункт не отвели, нам никто не позвонил.

Конечно, если бы мы сразу узнали, то настаивали бы на медицинском освидетельствовании учителя, ведь его в 2014 году уже лишали водительского удостоверения за отказ пройти проверку на алкоголь.

Вообще-то, по словам Раисы Юсуповой, все началось несколько раньше, не на том злополучном уроке:

— До третьего класса мы ходили в другую школу, по месту жительства. А в 2015-м перевелись в гимназию. В течение года ребенок жаловался на то, что физкультуру у них по пятницам ведет мужчина, который жестко обращается с детьми.

Может позволить себе взять нашего сына за подмышки — а он худенький, маленький — и выставить из строя… Дошло до того, что Ваня уже не хотел ходить на физкультуру в этот день. В конце концов мы обратились к психологу — она пообещала, что разберется.

А через неделю произошел этот случай… Муж забирал ребенка, и тот пожаловался, что болят колени. Вечером, когда я пришла с работы, увидела обширные гематомы, большую отечность. Ребенок практически не мог ходить. Поехали в травмпункт, там зафиксировали ушиб коленных суставов.

После этого — в РОВД, где нас опросили. На следующий день отправились на судмедэкспертизу.

Рассказ звучит впечатляюще. Кроме преподавателя, происходившее в спортзале видели дети — впоследствии их опрашивали в суде. Чтобы зафиксировать тяжесть травм, родители сфотографировали колени Ивана (примерно через 30 часов после урока).

— Фотография не передает размеры отеков, — уточняет мама школьника.

По правде говоря, тем, кто занимается спортом или хоть раз в жизни выходил на улицу, трудно представить, что на такие травмы вообще можно обратить внимание… Но не нам судить, что на самом деле чувствовал ребенок. Да и не всегда внутренние повреждения ярко проявляются внешне.

Поэтому слово экспертам. Их заключение выглядит не слишком красочно: «Кровоподтеки, относящиеся к легким телесным повреждениям, не повлекшим кратковременного расстройства здоровья, которые могли образоваться при однократном падении на плоскость».

Но тут важны обстоятельства, при которых получены эти синяки.

В возбуждении уголовного дела родителям Ивана тогда отказали, но завели административное. Впоследствии состоялся суд, который признал учителя виновным в умышленном причинении легкого телесного повреждения и оштрафовал его на 15 базовых величин. Кроме того, гимназия заплатила 5 млн рублей в возмещение морального вреда.

Но до финала еще далеко.

— Не мы начали эту войну, — произносит отец Вани, пенсионер МВД Дмитрий Кадыко.

В руках он держит одну из многочисленных папок со снимками и документами. Война удалась на славу. Контратаки продуманны и весьма результативны, изматывают противника, уничтожают его главный ресурс — время. Не всякая школа устоит. К сбору информации отнеслись ответственно: фотографировали, протоколировали, подшивали ответы инстанций.

За год накопили несколько аккуратно систематизированных толстых папок. Тут и судебные материалы, и копии жалоб, и ответы инстанций. Распечатаны многочисленные снимки. Это занавес в актовом зале — он не пропитан противопожарным составом. Это какой-то строительный мусор. Это кот и собака гуляют по территории. Это неправильные двери: должны быть запоры другого типа.

Это какие-то посторонние в школьном дворе…

Подполковник Дмитрий Кадыко служил старшим инспектором по особым поручениям в штабе УВД. Однажды даже стал героем публикации: заметил, как ребенок выпал из окна. Теперь отец Вани на пенсии. Говорит, вынужден был уйти, чтобы избежать лишних упреков и давления.

— После того как мы обратились в РОВД, на работу ко мне и к жене пришли письма от директора гимназии. У меня была назначена служебная проверка.

Единственное, что она выявила, — это то, что я в рабочее время приезжал на концерт, в котором участвовал сын.

Так то же самое можно сказать в отношении еще сотни родителей… Супруга работает в поликлинике, там тоже была проведена проверка — нарушений не нашли.

Эти письма тут же стали основанием для судебных исков, которые тоже успешно выиграны. Судебными решениями автору было предписано опровергнуть распространенную информацию, а также компенсировать моральный вред каждому из истцов (по 1 млн рублей).

В гимназии Ваня продержался около восьми месяцев, затем родители все же перевели его в другую школу. Но накопившиеся за это короткое время претензии к учебному заведению супруги могут перечислять долго.

Это дискриминация сына в олимпиадном движении, нападки и интриги других родителей, неправильные оценки, подозрительные манипуляции с финансами, нарушение пожарных и санитарных норм, неправильная парковка директора… Каждый промах взят на карандаш, все в папках и на диктофоне.

— По инциденту 17 апреля уже объявлены выговоры, вынесены судебные решения, выплачены компенсации, даны предписания, все наказаны. Какова ваша цель сейчас?

— Мы добиваемся исполнения законов, в том числе увольнения Строка, директора гимназии и классного руководителя.

«Просим дать нормально работать»

Учителей физкультуры мы застали в том самом спортзале. Одежда измазана краской: готовят рабочее место к будущему учебному году. Здесь и Николай Строк. К слову, штраф он заплатил, но вину так и не признал.

Настаивал в суде на том, что аккуратно опустил ноги ученика. Ему не поверили — с типовой формулировкой «способ защиты, обусловленный стремлением избежать ответственности за содеянное».

Напомним, суд учел показания учеников, которые рассказали: поднял, а затем бросил ноги потерпевшего.

Учитель придерживается своей позиции. Откуда синяки — понятия не имеет. Зовет для наглядности молодого коллегу.

— Смотрите, как было! Мальчик слабенький, отжаться не может. Я говорю: «Дома надо заниматься, а папа должен помогать». Показываю как: беру его за ноги, высота — сантиметров 30. Он ручки согнул — выпрямил, согнул — и больше не выпрямил.

Ну не получилось у него это отжимание. Говорю: «А каким ты будешь солдатом?» Дети посмеялись, он сел на скамейку, через некоторое время заплакал. Подхожу: «Чего плачешь? Заниматься надо, а не плакать».

А недели через две узнаю́, что Николай Викторович его, оказывается, поднял за ноги и бросил.

— А что у вас за история с лишением водительского удостоверения?

— Действительно лишен. За то правонарушение меня уже привлекли к ответственности два года назад.

Как бы то ни было, директор гимназии Александр Пахучий сходится с оппонентами в том, что все началось еще до того злополучного урока:

— Напряжение начало копиться раньше… У нас крайне насыщенная культурная, спортивная, учебная жизнь, ритм сумасшедший. В очередном конкурсе Ваня выступал, играл на гитаре, но не попал в число победителей. Начались обиды.

Потом на конкурс исследовательских работ мальчик принес свое исследование про то, что кошки — это духи, спустившиеся с небес. Ну как свое… В общем, не оценили такую эзотерику. И так далее… Но у нас полторы тысячи родителей, у каждого свои взгляды на образование — и всегда мы находили общий язык.

И Ваниным родителям пытались что-то объяснять, но у них свои твердые убеждения относительно того, какие надо ставить оценки.

Хронологию «того дня» Александр Пахучий выучил уже наизусть:

— Утром 17 апреля ко мне подошел заместитель: «Ваня ударился коленями». Я уже после завтрака зашел к ним в класс, расспросил, что случилось.

Ваня показал колени — ну ничего там не было! Я сам в футбол играю, у меня-то постоянно ноги разбиты. Помню, задрал штанину, показал, что не плачу, хоть и директор, — вместе с Ваней и всем классом посмеялись.

Спрашиваю: все нормально? Нормально. А через несколько дней узнаю́, что родители написали заявление в милицию.

Снимок с кровоподтеками Александр Пахучий тоже видел, но не верит, что это результат падения на физкультуре. Говорит, так и не сумел понять, каким способом можно получить синяки над коленями — даже если подавить рефлексы и не выставить ногу.

— Как ты ни старайся, не представляю, как можно удариться о пол этими местами! Отец забрал Ивана днем, о травме заявили вечером. Никого не хочу обвинять, но не все тут ясно.

Впрочем, на этот счет экспертиза уже сказала все, что могла: «…при однократном падении на плоскость».

— Все эти суды, жалобы, оспаривание отметок — для нас такое в диковинку, — рассказывает директор. — Они фотографировали оконные решетки, заборы, контейнерную площадку, даже яичную скорлупу.

Спасибо им, я узнал, что, оказывается, по нормативам яйца надо мыть перед приготовлением так, чтобы не оставалось штампа с датой.

Конечно, все очень переживали — и я сам, и классная руководительница была на грани срыва… Гимназию кто только не проверял, плитку во дворе поштучно два раза пересчитывали.

Сейчас уж не знаю, прав я был или нет, когда посылал эти письма на работу. И не то чтобы я просил кого-то из них наказать — просто оградить нас от всего этого, дать нормально работать. У нас ведь одна из лучших гимназий в области. Можно говорить, что мы неправильно оценки ставим, но важен результат, то, каких людей мы готовим.

Очевидно, для гимназии еще ничего не закончилось.

* * *

Иван сейчас учится в другой школе. Претензий к ней родители не предъявляли, надо довести до конца дело с гимназией. Выяснять, кто первый начал, — древняя, затягивающая и бесполезная забава. Но воронка конфликта проглатывает все новых участников — должностных лиц, учеников, организации и ведомства. Теперь вот намечается суд против родителей.

Еще шесть лет назад кто-то из гимназистов создал в соцсети персональный опрос про физкультурника. Одни респонденты называют его извергом и неадекватом, другие — «офигенным преподом» и человеком с большой буквы. Скриншоты этой страницы теперь тоже в папке у родителей Вани. Собираются добиваться возбуждения уголовного дела за истязание детей.

— Это реально, — считает подполковник милиции в отставке. — Просто надо будет найти и опросить тех, кто там отметился.

Источник: https://people.onliner.by/2016/06/17/koleni

Защищаем права ребенка в школе

Имеет ли право учитель физкультуры поставить двойку ребенку, который освобожден от занятий?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

https://www.youtube.com/watch?v=obmf58jpvOM

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Вопрос-ответ о правах ребенка

Имеет ли право учитель физкультуры поставить двойку ребенку, который освобожден от занятий?

Уважаемые коллеги! К 24 ноября в школах проходят декады и недели правовых знаний нашла интересные и актуальные вопросы-ответы о правах ребенка.

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни? Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, – право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается.

Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках, опоздал и плохо себя вёл на уроке? Нет. Любая оценка – показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за эти проступки учитель не имеет права.

Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу. Существует ли оценка по поведению? Официальной оценки по поведению в настоящее время нет. Однако классный руководитель вправе еженедельно выставлять в дневник оценку за поведение и ведение дневника.

Данная мера необходима для информирования родителей. Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе? Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.

Какие последствия могут ожидать ученика, если он пропустил много уроков по болезни? Если ученик пропустил много уроков по болезни, но прекрасно усвоил программу и сдал экзамены (итоговую контрольную работу, зачёт), то ничего неприятного ему не угрожает.

Если состояние здоровья ученика не позволяло ему учиться и осваивать образовательную программу, он может быть оставлен на повторный год обучения по болезни.

Имеет ли право учитель не отпускать в туалет с урока? Учитель не имеет права отпустить ребёнка в туалет без личного сопровождения, так как, в случае травмы ребёнка (например, поскользнулся на лестнице), ответственность будет нести сам учитель. Но, учитель не имеет права оставить без присмотра класс во время урока (по тем же причинам).

Из выше написанного следует, что у учителя нет другого выхода, кроме как не разрешить выходить в туалет во время уроков. Однако если у ребёнка имеются определенные медицинские показания (энурез, пиелонефрит и др. официально подтвержденные заболевания мочеполовой системы), учитель обязан выпустить его в туалет.

Имеет ли право учитель не впустить меня в класс, если я опоздал? Не имеет. В соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы. Однако учитель имеет право потребовать у Вас дневник, чтобы написать соответствующее замечание. Имеет ли право учитель выгнать меня с урока? Не имеет. В соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы.

Исключением являются случаи, когда ученик своими действиями грубо нарушает технику безопасности на уроке (в кабинете информатики, на уроке физического воспитания) или своими действиями угрожает жизни и здоровью других детей, ставит под угрозу сохранность материальных ценностей.

Когда я имею право покидать пределы территории школы? По медицинским направлениям, по письменным просьбам родителей (или по звонку), в чрезвычайных ситуациях. Во всех остальных случаях школа несёт ответственность за безопасность ребёнка, поэтому самовольный выход за пределы школы в учебное время не допускается.

Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами? Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен.

Однако существуют законы, например Закон Российской Федерации “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.).

Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребёнка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.

Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса? Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учёбой и поведением в школе. Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом, например, в театр? Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений и мероприятий. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся гражданских (не военных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени. Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу? Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося. Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги? Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 45). Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия, посещения которых не предусмотрено школьной программой. Ты имеешь право воспользоваться этими услугами. Именно право, а не обязанность. Всё, чему ты обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой, преподаётся бесплатно. Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку? Обязан. Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период их пребывания в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей. Имеет ли право школа не допустить до занятий учащегося без справки от врача о выздоровлении? Если сотрудникам школы известно, что учащийся находится на больничном с инфекционным/вирусным заболеванием, которое может негативно повлиять на других учащихся школы, они могут потребовать медицинскую справку, в которой стоит пометка о выздоровлении ребёнка. Без этой справки ребёнка до уроков могут не допустить, предварительно уведомив об этом родителей. Может ли учитель отбирать вещи и осуществлять личный досмотр учеников? Ни личные досмотры учеников в школе, ни изъятие личных вещей ученика кем-либо из сотрудников школы не допускаются. Это считается нарушением конституционного права на личную неприкосновенность и права собственности. Исключением из этого правила может быть только ситуация, когда то, что лежит в кармане ученика, представляет опасность для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья окружающих. Чрезвычайность ситуации даёт право учителю отобрать, например, взрывоопасный предмет, ядовитую жидкость, наркотические средства, сигареты и пр. Но, в любом случае, в действиях учителя не должно быть ничего такого, что унижало бы человеческое достоинство ученика.

Имеют ли право ученики коллективно просить администрацию школы о замене учителя? Ученики как участники образовательного процесса имеют право обращаться к директору школы лично и от имени класса с любыми вопросами.

К кому можно обратиться, если ученик не согласен с оценками, выставляемыми учителем? Право оценивать знания учащегося принадлежит учителю, преподающему предмет. Если ученик не согласен с его оценкой, родители ученика должны обратиться с письменным заявлением к директору школы.

В школе будет создана комиссия учителей данной школы, которая проверит и оценит знания учащегося. Оценки за тестовые работы и работы проверяемые с помощью автоматизированных систем не оспариваются.

Для кого в школе звонок: для учеников или учителей? Звонок в школе предназначен для уведомления учащихся и сотрудников школы о том, что наступило время очередного урока или перемены. Не стоит придавать этому сигналу слишком большого значения. Организовать учебный процесс возможно было бы и без звонка, так как существует расписание уроков и перемен.

Но вполне понятно, что при большом количестве участников образовательного процесса в школе удобно пользоваться подобным сигналом. По собственному усмотрению удлинять или сокращать продолжительность уроков и перемен учителя не имеют права. Это совсем не значит, что у учителя нет шансов закончить после звонка произносимую фразу.

Так же и ученик должен иметь несколько секунд в начале урока для того, чтобы, услышав звонок, успеть занять своё место. Может ли учитель читать отобранные у детей записки? Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому учитель не имеет права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание.

Источник: https://multiurok.ru/blog/vopros-otvet-o-pravakh-rebenka.html

Правовая помощь
Добавить комментарий