Какие действия представителя могут быть отнесены к наносящим ущерб?

Уголовный процесс (стр. 2 )

Какие действия представителя могут быть отнесены к наносящим ущерб?

4. Процессуальные иммунитеты в уголовном судопроизводстве: понятие, сущность и содержание.

5. Аналогия в уголовном судопроизводстве: постановка проблемы.

Задания для самоподготовки

Задание 1. Следователь принял решение о прекращении производства по делу по основаниям ст. 28 УПК РФ.

Руководитель следственного органа отказался утвердить названное постановление следователя, указывая на то, что УК РФ предусматривает подобное прекращение лишь по преступлениям небольшой тяжести, в то время как преступление по которому прекращено производство по делу относится к категории средней тяжести.

Оцените: Законность решения следователя; обоснованность позиции руководителя следственного органа.

Задание 2. Гражданин находясь в туристической поездке в г. Москве в состоянии сильного алкогольного опьянения совершил разбойное нападение на ряд граждан. Н. был задержан и доставлен в дежурную часть РУВД. При выяснении его личности установили, что он является сыном посла Франции в Алжире. Настаивая на своем иммунитете, задержанный требовал немедленного освобождения.

Определите: Возможно ли возбуждение уголовного дела в отношении Н. Каким процессуальным законом следует руководствоваться при этом.

Задание 3. На борту итальянского торгового судна, находящегося в порту г. Новороссийска, одним из членов команды совершено убийство матроса – гражданина Кипра. Об этом стало известно следственным органам РФ.

Определите: Есть ли правовые основания для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий на борту данного судна.

Задание 4. Депутат Федерального Собрания РФ С. был задержан непосредственно на месте преступления, подвергнут личному обыску, доставлен в дежурную часть РУВД.

ссылаясь на ст. 96 Конституции РФ, заявил протест в связи с вышеуказанными действиями сотрудников РУВД, обращая внимание на то, что депутат не может быть задержан, арестован, обыскан без представления Генерального прокурора РФ и согласия Федерального Собрания РФ.

Оцените: Законность действий сотрудников РУВД; обоснованность протестов адвоката.

Задание 5. Председатель СКРФ дал согласие на возбуждение уголовного дела в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ. Дело принято к производству следователями СКРФ. Адвокат Уполномоченного по правам человека обжаловал это решение в суд как незаконное.

Оцените: Законность и обоснованность возбуждения уголовного дела; обоснованность заявленного ходатайства; возможное решение суда.

Задание 6. Органы предварительного расследования, получив согласие на возбуждение уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы РФ, приняли решение о применении к нему домашнего ареста в качестве меры пресечения (ст. 107 УПК РФ).

Определите: Насколько необходимо в данном случае получать согласие Государственной Думы РФ на применение данной меры пресечения.

Задание 7.

По окончании допроса несовершеннолетнего обвиняемого Кузнецова, который происходил с участием законного представителя , следователь предложил последней подписать протокол, однако не стала этого делать, сославшись на то, что следователь не внёс в протокол её вопрос к сыну о том, когда он начнёт выполнять просьбы родителей о хорошей учёбе. Следователь посчитал данный отказ от подписи протокола в качестве обстоятельства, наносящего ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого, и принял решение об отстранении законного представителя несовершеннолетнего от участия в уголовном деле.

1. Какие действия законного представителя могут быть отнесены к наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего?

2. Может ли отказ от подписи протокола быть отнесён к действиям, наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого?

3. Какие права есть у законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого?

4. Правильно ли поступил следователь в данной ситуации?

Задание 8. В ходе предварительного расследования преступления, предусмотренного ст.

214 УК РФ «Вандализм», следователь принял решение о прекращении уголовного преследования и возбуждения перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому меры воспитательного воздействия.

В ходе судебного заседании суд установил, что несовершеннолетний свою вину в совершённом преступлении не признавал и считал, что его вина в совершении данного преступления в ходе предварительного расследования не доказана.

1. Как в этом случае должен поступить суд, если он установит, что несовершеннолетний обвиняемый возражает против прекращения уголовного дела?

2. В каких случаях в ходе предварительного расследования может быть принято решение о прекращении уголовного преследования и направлении дела в суд о применении к несовершеннолетнему обвиняемому мер воспитательного воздействия и в каком порядке?

Задание 9. Гражданин , управляя автомашиной марки ВАЗ 2101, совершил наезд на гражданку , чем причинил последний вред здоровью средней тяжести. При даче объяснений в ГИБДД пояснил, что ДТП совершил, возвращаясь из кафе, где праздновал своё 18-летие, когда под колеса его автомобиля попала бабушка, перебегая проезжую часть перед близко идущим транспортом.

1. Определите, в каком порядке должно происходить производство по уголовному делу и ввиду каких обстоятельств?

2. В какой момент лицо считается достигшим совершеннолетия?

Задание 10.

Следователь по окончании предварительного расследования вынес постановления о не предъявлении несовершеннолетнему обвиняемому материалов уголовного дела, в которых имелись сведения, которые могли оказать на него отрицательное воздействие (протоколы допросов педагогов несовершеннолетнего, которые нелестно отзывались о его деловых качествах). Поскольку несовершеннолетний знакомился с уголовным делом в присутствии защитника и законного представителя, с данными материалами следователь не ознакомил и данных лиц.

1. Какие материалы могут быть отнесены следователем к могущим оказать на несовершеннолетнего обвиняемого отрицательное воздействие?

2. В каком документе фиксируются те материалы уголовного дела, с которыми знакомился обвиняемый?

3. Оцените действия следователя?

Задание 11.

Сотрудниками уголовного розыска было раскрыто преступление, совершённое 5 лет назад кража имущества из квартиры гражданина и задержано лицо, совершившее преступление – 22-летний гражданин В ходе предварительного расследования преступления следователь пользовался нормами УПК РФ, регулирующими общий порядок производства по делу, а не главой 50 УПК РФ. Прокурор указал следователю, что он поступил не верно, не установив обстоятельства специального предмета доказывания в отношении несовершеннолетнего, к тому же допрашивал гражданина по семь часов в день вместо четырех. После этого прокурор направил дело для производства дополнительного следствия.

Оцените действия следователя и прокурора.

Контрольные вопросы

В чем отличие сущности права от его содержания?

Назовите основные признаки (свойства) права?

Как соотносятся между собой уголовно-процессуальное право и уголовно-процессуальный закон?

На какие основные группы можно классифицировать все источники уголовно-процессуального права России?

Какие нормы (нормативные акты) международно-правового характера являются источниками уголовно-процессуального права России?

Дайте характеристику Конституции РФ – как действующего источника уголовно-процессуального права России.

Определите иерархию законов, регулирующих уголовно-процессуальное право России?

Определите правовые свойства постановлений и определений Конституционного Суда РФ в системе источников уголовно-процессуального права.

Дайте характеристику федеральных законов – как источников уголовно-процессуального права?

Назовите правовую природу указов Президента РФ, актов Правительства РФ и Государственной Думы РФ по вопросам уголовно-процессуального права?

Определите роль и значение в системе уголовно-процессуального права постановлений Пленума Верховного Суда РФ?

Определите действие уголовно-процессуального закона: во времени, в пространстве и по кругу лиц?

Нормативные акты

Источник: https://pandia.ru/text/78/159/90438-2.php

Практическое занятие 2.2 – 2 часа

Какие действия представителя могут быть отнесены к наносящим ущерб?

Могут ли в трудовом договоре содержаться условия, ухудшающие положение работника по сравнению с тем, что ему полагается по закону

А) Да

Б) Нет

3. Может ли человек приступить к работе на основании устного распоряжения директора, если с ним не заключен трудовой договор?

А) Да

Б) Нет

4.На какой срок по общему правилу заключается трудовой договор?

А) На три года

Б) На неопределенный срок

В) На один год

5. Нужно ли при устройстве на работу представить характеристику с прежнего места работы?

А) Да

Б) Нет

6. Какой документ является основным документом о трудовой деятельности?

А) Справка с места работа

Б) Пенсионное удостоверение

В) Трудовая книжка

7. Является ли паспорт основным документом при устройстве на работу?

А) Да

Б) Нет

8. С какого возраста по общему правилу можно начать трудовую деятельность?

А) 18 лет

Б) 16 лет

В) 15 лет

9. Закон запрещает привлекать работников к ночным работам, если они моложе…

А) 18 лет

Б) 16 лет

В) 20 лет

10. Какова минимальная продолжительность отпуска у работников моложе 18 лет?

А) 24 дней

Б) 18 дней

В) 31 дней

11.По истечению какого срока несовершеннолетнему работнику может быть предоставлен отпуск за первый год работы?

А) 5 месяцев

Б) 11 месяцев

В) 3 месяцев

12. Для помощи в трудоустройстве созданы:

А) Органы опеки и попечительства

Б) Министерство труда

Федеральная государственная служба занятости

13. Может ли администрация с согласия несовершеннолетнего работника привлекать его к сверхурочным работам?

А) Да

Б) Нет

14. Рабочая неделя работника в возрасте от 16 до 18 лет составляет:

А) не более 36 часов

Б) не более 24 часов

В) не более 40 часов

15. Рабочая неделя работника в возрасте от 15 до 16 лет составляет:

А) не более 20 часов

Б) не более 24 часов

В) не более 32 часов

16. Каким может быть установлен по общему правилу испытательный срок?

А) Один год

Б) Шесть месяцев

В) Три месяца

Цель практического занятия:

Сформировать у курсантов понимание сущности, значения и содержания уголовно-процессуального права, а также места и роли решений, принимаемых должностными лицами, ведущими уголовный процесс, для уголовно-процессуальной деятельности и выработать у них умений и навыки правоприменительной деятельности.

Задачи практического занятия:

– провести анализ предлагаемых ситуаций;

– установить нормы уголовно-процессуального и иного законодательства, требующиеся для законного и обоснованного разрешения смоделированной в задаче ситуации;

– определить порядок действий предполагаемых участников правоотношений, пределы их полномочий в предлагаемых условиях.

Задача 1. По окончании допроса несовершеннолетнего обвиняемого Кузнецова, который происходил с участием законного представителя Кузнецовой С.В., следователь предложил последней подписать протокол, однако Кузнецова С.В.

не стала этого делать, сославшись на то, что следователь не внес в протокол ее вопрос к сыну о том, когда он начнет выполнять просьбы родителей о хорошей учебе.

Следователь посчитал данный отказ о подписи протокола в качестве обстоятельства, наносящего ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого, и принял решение об отстранении законного представителя несовершеннолетнего от участия в уголовном деле.

Вопросы:

1. Какие действия законного представителя могут быть отнесены к наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего?

2. Может ли отказ от подписи протокола быть отнесен к действиям, наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого?

3. Какие права есть у законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого?

4. Правильно ли поступил следователь в данной ситуации?

Задача 2. В ходе предварительного расследования преступления, предусмотренного ст.

214 УК РФ «Вандализм», следователь принял решение о прекращении уголовного преследования и возбуждения перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому меры воспитательного воздействия.

В ходе судебного заседании суд установил, что несовершеннолетний свою вину в совершенном преступлении не признавал и считал, что его вина в совершении данного преступления в ходе предварительного расследования не доказана.

Вопросы:

1. Как в этом случае должен поступить суд, если он установит, что несовершеннолетний обвиняемый возражает против прекращения уголовного дела?

2. В каких случаях в ходе предварительного расследования может быть принято решение о прекращении уголовного преследования и направлении дела в суд о применении к несовершеннолетнему обвиняемому мер воспитательного воздействия, и в каком порядке?

Задача 3.Гражданин Брыков С.Н., управляя автомашиной марки ВАЗ 2101, совершил наезд на гражданку Соловейчик О.П., чем причинил последний вред здоровью средней тяжести.

При даче объяснений в ГИБДД Брыков С.Н.

пояснил, что ДТП совершил, возвращаясь из кафе, где праздновал свое 18-летие, когда под колеса его автомобиля попала бабушка, перебегая проезжую часть перед близко идущим транспортом.

Вопросы:

1. Определите, в каком порядке должно происходить производство по уголовному делу и ввиду каких обстоятельств?

2. В какой момент лицо считается достигшим совершеннолетия?

Задача 4.

Следователь, по окончании предварительного расследования, вынес постановления о не предъявлении несовершеннолетнему обвиняемому материалов уголовного дела, в которых имелись сведения, которые могли оказать на него отрицательное воздействие (протоколы допросов педагогов несовершеннолетнего, которые нелестно отзывались о его деловых качествах). Поскольку несовершеннолетний знакомился с уголовным делом в присутствии защитника и законного представителя, с данными материалами следователь не ознакомил и данных лиц.

Вопросы:

1. Какие материалы могут быть отнесены следователем к могущим оказать на несовершеннолетнего обвиняемого отрицательное воздействие?

2. В каком документе фиксируются те материалы уголовного дела, с которыми знакомился обвиняемый?

Задача 5. Сотрудниками уголовного розыска было раскрыто преступление, совершенное 5 лет назад кража имущества из квартиры гражданина Знаменского В.Г. и задержано лицо, совершившее преступление – 22-летний гражданин Цапин Г.Л.

В ходе предварительного расследования преступления следователь пользовался нормами УПК РФ, регулирующими общий порядок производства по делу, а не главой 50 УПК РФ. Прокурор указал следователю, что он поступил не верно, не установив обстоятельства специального предмета доказывания в отношении несовершеннолетнего, к тому же допрашивал гражданина Цапина Г.Л.

по семь часов в день вместо четырех. После этого прокурор направил руководителю следственного органа представление и возвратил уголовное дело на дополнительное расследование.

Задание: Дайте правовую оценку действиям следователя.

Задача 6. В ночь на 3 января текущего года неустановленные лица взломали хозяйственный сарай, откуда похитили консервированные продукты питания, соленья, и другие вещи, принадлежащие гражданке Солодковой.

Утром следующего дня Солодкова обнаружила кражу и сразу же с письменным заявлением обратилась к участковому уполномоченному полиции. Последний взял заявление и пообещал принять соответствующие меры. Однако дежурному по отделу полиции о преступлении не доложил и заявление о преступлении не зарегистрировал.

Солодкова через два дня повторно обратилась в полицию с заявлением о краже. По ее заявлению следователь осмотрел хозяйственный сарай, возбудил уголовное дело, назначил две судебные экспертизы, произвел ряд иных следственных действий. В ходе расследования были установлены лица, совершившие кражу. Ими оказались 13-летние Гамов и Башмаков, учащиеся школы-интерната.

По окончании расследования уголовное дело было прекращено.

Вопрос: Определите момент возникновения и прекращения уголовно-процессуальных правоотношений между названными в условии задачи лицами?

Источник: https://studopedia.su/16_80001_prakticheskoe-zanyatie----chasa.html

К вопросу о законном представительстве ребенка в семейных правоотношениях

Какие действия представителя могут быть отнесены к наносящим ущерб?

(Пешина И. Ю.) («Семейное и жилищное право», 2012, N 6)

К ВОПРОСУ О ЗАКОННОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ РЕБЕНКА В СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ ,

И. Ю. ПЕШИНА

——————————— Peshina I. Yu. To the issue of an official representative of a child in family relations.

В статье использованы результаты, полученные в ходе выполнения исследовательского проекта N 11-04-0041 «Права ребенка в Российской Федерации (на основе анализа семейного и гражданского законодательства и правоприменительной практики)», выполненного при поддержке Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ».

Пешина Инна Юрьевна, старший преподаватель кафедры гражданского права факультета права НИУ ВШЭ.

Статья посвящена вопросам сохранения законного представительства ребенка в случаях разногласий между интересами законных представителей и детей. Выявляются проблемы соотношения полномочий законного представителя и временного представителя ребенка, предлагаются способы их решения.

Ключевые слова: законный представитель ребенка, интересы ребенка, замена законного представителя ребенка.

The article is devoted to the issues of preserving of a child legal representation while the controversies between the interests of legal representatives and children are taken place. Aspects of powers correlation between child legal representative and child temporary representative are identified and possible solutions are offered.

Key words: child legal representative, child’s interests, replacing of the child legal representative.

Устанавливая право ребенка на защиту своих прав и интересов, семейное законодательство поручает его непосредственную реализацию законным представителям ребенка, а также в предусмотренных законом случаях органам опеки и попечительства, прокурору и суду.

В соответствии с нормами федерального семейного законодательства к законным представителям ребенка относятся родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, а также организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, ими могут быть патронатные воспитатели.

Законное представительство, осуществляемое в отношении ребенка перечисленными субъектами в семейных правоотношениях, значительно шире по сфере применения и объему совершаемых представителем действий, нежели в гражданско-правовых отношениях (практически ограничивающееся совершением сделок и других юридически значимых действий от имени и в интересах представляемого), и явно не исчерпывается только полномочиями по защите прав и интересов ребенка. Оно связано с реализацией большего объема прав, принадлежащих ребенку, что продиктовано во многом тем, что ряд принадлежащих ребенку прав не может быть реализован им самостоятельно. Объем полномочий законных представителей ребенка, характер взаимоотношений между ними и представляемым, а также третьими лицами неодинаковы: определяются они исходя из возраста ребенка. Для родителей, усыновителей, опекунов детей, не достигших 6-летнего возраста, — это реализация всех субъективных прав представляемого, воспринимаемая третьими лицами как действие представителя вместо представляемого. Объем полномочий законных представителей детей в возрасте от 6 до 14 лет сужен, что продиктовано закреплением за такими несовершеннолетними частичной дееспособности, возможностью самостоятельного совершения ряда сделок, иных юридически значимых действий, установленных законом. Однако во всем остальном законный представитель по-прежнему действует вместо ребенка. Расширение объема дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет уменьшает объем полномочий законного представителя. Несовершеннолетние вправе совершать различные сделки, иные юридические действия самостоятельно или с согласия законных представителей. В них выражается воля несовершеннолетнего, а согласие представителя призвано проконтролировать разумность действий представляемого. В связи с последним обстоятельством в цивилистической науке критикуется использование термина «законный представитель» в отношении попечителя (родителя) несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет. Как замечает Л. Ю. Михеева, отличие правового статуса опекуна и попечителя определяется различием их функций: «Опекун призван полностью заменить в юридической сфере своего подопечного, а попечитель — лишь помочь подопечному, проконтролировать его действия… предотвратить совершение несовершеннолетним правонарушения» . ——————————— Михеева Л. Ю. Права и обязанности опекунов (попечителей) // СПС «КонсультантПлюс».

Вместе с тем гражданское процессуальное, уголовное процессуальное, административное законодательство рассматривает попечителя как представителя несовершеннолетнего .

Подобные несоответствия способствуют неоднозначному пониманию правового статуса попечителя, а значит, и объема дееспособности подопечного в различных по своей природе правоотношениях. На наш взгляд, такая ситуация является недопустимой.

Всеми отраслями законодательства должен реализовываться единый принцип взаимоотношений попечителя и подопечного. ——————————— См., например: п. 1 ст. 52 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532; п. 12 ст.

5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921; ст. 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст. 4029.

В основе института законного представительства несовершеннолетних лежит идея о восполнении недостающей или отсутствующей дееспособности, содействии реализации прав и отстаивании интересов несовершеннолетнего. Вводя законного представителя, законодатель исходит из презумпции если не совпадения, то непротиворечивости интересов родителя (опекуна, попечителя) и ребенка.

Но, к сожалению, реальные взаимоотношения законного представителя и представляемого могут не соответствовать идеальной модели. Проявления таких несоответствий могут быть следующими. 1.

Недобросовестное исполнение своих обязанностей по отношению к несовершеннолетнему в самом широком смысле (уклонение от выполнения обязанностей родителей, иных законных представителей, неучастие в жизни ребенка, злоупотребление правами и т. д.). 2.

«Точечные» несовпадения интересов (отказ в одобрении сделки несовершеннолетнего, игнорирование позиции ребенка при выборе образовательного учреждения и т. п.).

Если первая группа нарушений интересов ребенка должна повлечь за собой меры чрезвычайного реагирования (отобрание ребенка) и ответственности, установленные семейным законодательством (ограничение или лишение родительских прав, отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей), то со второй группой не все так однозначно.

Трения между родителями и детьми далеко не всегда перерастают в глубокий конфликт, требующий «осаживания» родителей при помощи столь жестких мер реагирования. Кроме того, зачастую законные представители искренне полагают, что своими действиями не только не нарушают права и интересы ребенка, а напротив, всячески способствуют их реализации и защите.

Такая ситуация может возникнуть в связи со специфическими взглядами родителей на воспитание детей, методы и формы образования, нравственное развитие и т. п. Ситуация может осложняться и тем, что ребенок в силу возраста, отсутствия жизненного опыта, доверия к родителям не понимает, что самыми близкими людьми нарушаются его права.

Более того, ребенок может и вовсе не осознавать своих интересов. Семейным законодательством миссия выявления нарушений интересов ребенка возлагается на орган опеки и попечительства. Если противоречие между интересами родителей и детей будет установлено, родители утрачивают право представлять интересы своих детей и органом опеки и попечительства в соответствии с п. 2 ст.

64 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) назначается представитель для защиты интересов ребенка. В реализации данной нормы на практике возникает ряд серьезных проблем, что обусловливает нечастое ее применение в ситуациях, обозначенных выше как «точечные конфликты».

Закон напрямую не устанавливает источник информации о возникшем противоречии, однако анализ норм СК РФ и Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве») позволяет предположить, что такого рода информация может поступить от любого лица . Как отмечает О. Ю. Ильина, тем самым подразумевается ответственность всего общества за судьбу ребенка . Обратиться в орган опеки и попечительства может и сам ребенок. ——————————— Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 16. Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 17. Ст. 1755. См., например: п. 3 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 24 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». См.: Ильина О. Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2007.

Источник: http://center-bereg.ru/d201.html

Правовая помощь
Добавить комментарий