Какие органы входят в структуру федерального собрания РФ?

28. Структура и функции Федерального собрания рф

Какие органы входят в структуру федерального собрания РФ?

Федеральноесобрание – высший представительный изаконодательный орган России (согласностатье 94 Конституции РоссийскойФедерации), Парламент РоссийскойФедерации.

Структурафедерального собрания:

СогласноКонституции РФ, Федеральное Собраниесостоит из двух палат: Совета Федерациии Государственной Думы.

Конституция1993 года внесла принципиальные измененияв понимание структуры федеральногопарламента.

Двухпалатность ФедеральногоСобрания Российской Федерации – этообязательный признак формальногофедеративного устройства, этофундаментальная основа реальногофедерализма, призванного расширитьправа граждан и обеспечить глубокиереформы в политическом и экономическомстрое страны.

Этому служит различныйпорядок формирования палат ФедеральногоСобрания Российской Федерации, ихразличная компетенция и различныйстатус депутатов. Но палаты ФедеральногоСобрания Российской Федерациирассматриваются как части единого -парламента, и в этом смысле они равноправны,хотя полномочия палат неодинаковы.

Двухпалатнаяструктура Федерального СобранияРоссийской Федерации эффективно помогаетразрешению разногласий между различнымисоциальными группами населения.

Структурапредставительного и законодательногооргана преобразована с учетом опытаорганизации парламентских органов вразвитых государствах.

Воснову образования Федерального СобранияРоссийской Федерации положен принципнационально-государственного устройства,обеспечивающий интересы многонациональногонарода, являющегося носителем суверенитетаи единственным источником власти вгосударстве.

Структурапарламентских органов зависит, во-первых,от их значимости, приоритетности поосуществлению парламентских полномочий;во-вторых, от порядка их образования;в-третьих, от их принадлежности к тойили иной палате 1. парламент властьфедерализм двухпалатность

Всоответствии с первым принципом можноподелить парламентские органы наосновные и вспомогательные. Основныеорганы – это палаты Федерального Собрания,а также образуемые ими комитеты икомиссии.

Вспомогательные органы,формируемые по усмотрению палат,обеспечивают организационно-техническое,правовое, информационное и иноеобслуживание основных органов.

В верхнейпалате парламента такими органамиявляются канцелярия депутата СоветаФедерации и аппарат Совета Федерации;в нижней палате – Совет ГосударственнойДумы, аппарат Государственной Думы идругие вспомогательные подразделения.

Взависимости от порядка образованияпарламентские органы подразделяютсяна избираемые, формируемые и создаваемыев целях оказания организационно-техническойпомощи. К избираемым относятся органы,образуемые путем выборов депутатов.

Ковторой категории принадлежат органы,образуемые путем включения депутатовв состав того или иного органа попредставлению уполномоченных на тосубъектов. Такими являются комитеты икомиссии палат Федерального Собрания,Счетная палата и др.

К третьей категорииследует относить все вспомогательныеорганы парламента.

Руководствуясьтретьим принципом предложеннойклассификации, можно рассматриватьпарламентские органы в зависимости отих принадлежности к соответствующейпалате Федерального Собрания.

При этомследует иметь в виду, что палаты вправеобразовывать и совместные органы,каковыми, например, являются согласительныекомиссии, создаваемые для преодолениявозникших между палатами разногласий.

Счетная палата, образуемая в целяхконтроля за использованием федеральногобюджета и т. П.

Согласноч. 2 ст. 95 Конституции, в Совет Федерациивходят по два представителя каждогосубъекта Российской Федерации: по одномуот представительного и исполнительногоорганов государственной власти. В ч. 2ст. 96 Конституции указывается, чтопорядок формирования Совета Федерацииустанавливается федеральным законом.

Этиконституционные положения позволяютсделать два очевидных вывода. Во-первых,в Совете Федерации должно насчитыватьсяровно 166 членов (по два представителяот 83 субъектов РФ), вследствие чего ипредседатель палаты должен быть избраниз этого числа членов.

Во-вторых, посколькув одной и той же статье Конституциизаконодатель указал, что Совет Федерации”формируется”, а ГосударственнаяДума образуется путем “выборов”,то тем самым он установил, что порядокобразования Совета Федерации отличаетсяот порядка образования Думы.

ЧленомСовета Федерации может быть избран(назначен) гражданин Российской Федерациине моложе 30 лет, обладающий в соответствиис Конституцией Российской Федерацииправом избирать и быть избранным ворганы государственной власти.

Выборыдепутатов Государственной Думы строятсяна основе Федерального закона “Овыборах депутатов ГосударственнойДумы”.

Срокполномочий Государственной Думысоставляет четыре года. По истечениисрока полномочий Думы президент назначаетее выборы (ст. 84 Конституции).

ВКонституции предусмотрена возможностьроспуска Государственной Думы доокончания четырехлетнего срока ееполномочий. Это связано с двумяобстоятельствами: трехкратным отклонениемДумой кандидатур ПредседателяПравительства Российской Федерации,предложенных Президентом России (ст.111), и выражением Думой недоверияПравительству (ст. 117).

ДепутатыГосударственной Думы ФедеральногоСобрания избираются гражданами РоссийскойФедерации на основе всеобщего равногои прямого избирательного права притайном ании. Участие гражданинаРоссийской Федерации в выборах являетсясвободным и добровольным.

Всоответствии с Конституцией вГосударственную Думу избирается 450депутатов.

225 депутатов ГосударственнойДумы избираются по одномандатнымизбирательным округам (один округ – одиндепутат), образуемым на основе единойнормы представительства избирателейна одномандатный избирательный округ,за исключением избирательных округов,образуемых в субъектах РоссийскойФедерации, в которых число избирателейменьше единой нормы представительства.225 депутатов Государственной Думыизбираются по федеральному избирательномуокругу пропорционально числу ,поданных за федеральные списки кандидатовв депутаты, выдвинутые избирательнымиобъединениями, избирательными блоками.

Кандидатыв депутаты Государственной Думы (далее- кандидаты) могут быть выдвинутыизбирателями соответствующегоодномандатного избирательного округаи в порядке самовыдвижения. Кандидаты,списки кандидатов могут быть выдвинутыизбирательными объединениями,избирательными блоками.

Полномочияфедерального собрания:

Кведению Совета Федерации относятся:

а) утверждениеизменения границ между субъектамиРоссийской Федерации;

б) утверждениеуказа Президента Российской Федерациио введении военного положения;

в) утверждениеуказа Президента Российской Федерациио введении чрезвычайного положения;

г) решениевопроса о возможности использованияВооруженных Сил Российской Федерацииза пределами территории РоссийскойФедерации;

д) назначениевыборов Президента Российской Федерации;

е) отрешениеПрезидента Российской Федерации отдолжности;

ж) назначениена должность судей КонституционногоСуда Российской Федерации, ВерховногоСуда Российской Федерации, ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначениена должность и освобождение от должностигенерального прокурора РоссийскойФедерации;

и) назначениена должность и освобождение от должностизаместителя Председателя Счетной палатыи половины состава ее аудиторов.

Кведению Государственной Думы относятся:

а) дачасогласия Президенту Российской Федерациина назначение Председателя ПравительстваРоссийской Федерации;

б) решениевопроса о доверии ПравительствуРоссийской Федерации;

в) назначениена должность и освобождение от должностиПредседателя Центрального банкаРоссийской Федерации;

г) назначениена должность и освобождение от должностиПредседателя Счетной палаты и половинысостава ее аудиторов;

д) назначениена должность и освобождение от должностиУполномоченного по правам человека,действующего в соответствии с федеральнымконституционным законом;

е) объявлениеамнистии;

ж) выдвижениеобвинения против Президента РоссийскойФедерации для отрешения его от должности.

Функциифедерального собрания:

Принципиальнодеятельность Федерального Собранияпроисходит в ракурсе трех традиционноданных парламентских функций:

представительной,законодательной, контрольной.

Представительнаяфункция Федерального Собрания.Представительная функция призванавыражать волю народа – основу государственнойвласти. Она реализуется путем проведенияпериодических свободных выборов.

Последние направлены на выявлениеинтересов различных социальных групп,учет федеративных связей и отношений,обеспечение мирного, ненасильственногоперехода государственной власти отодних выборных представителей обществак другим на основе свободного волеизъявленияизбирателей.

Этозначит, что среди всех государственныхинститутов парламент выступаетединственным органом общенародногопредставительства. Именно народу, точнееизбирателям, т. Е. правоспособной идееспособной части населения, предоставленоправо формировать парламент.

Выборностьи “мандат народа” позволяютпарламенту законодательствовать ивыполнять другие функции, а избирателямвидеть свою сопричастность с ним.Следовательно, представительность -определяющее свойство парламента.

Этои способ формирования ФедеральногоСобрания как органа законодательнойвласти, и способ его функционированияи деятельности.

Представительствокак способ функционирования и деятельностиФедерального Собрания выражается преждевсего в обязанности депутатов поддерживатьтесные отношения с избирателями.

Другойнемаловажный аспект представительнойфункции парламента – отражение в егодеятельности общественных интересов,которые фиксируются в законах,постановлениях палат ФедеральногоСобрания, в иных действиях данногооргана.

Примером этому служат позициидепутатов, фракций и комитетов, парламентав целом по актуальным внутренним имеждународным проблемам, волнующимобщество, официальные оценки парламентомтех или иных явлений государственнойи общественной жизни и т. П.

В этом смыслеможно говорить о фокусировании, отражениив работе Федерального Собрания наиболеезлободневных вопросов государственной,общественной, политической жизни страны.В рассматриваемом аспекте представительскаяроль парламента поднимает его значениекак органа, способствующего развитиюгражданского общества, принциповдемократии и правового государства.

Законодательнаяфункция Федерального Собрания.Законодательная функция – наиболееважная и объемная по своему значению исодержанию. В ее рамках формируетсяправовая система государства,обеспечивается правовое регулированиевсех отношений, возникающих в обществеи требующих законодательного закрепления.

Смысл законодательной деятельностипарламента заключается в подготовке ипринятии законов, которые либо прямопредусмотрены Конституцией РоссийскойФедерации, либо их издание вызываетсяпотребностями развития общества игосударства в разных областях политической,экономической и социальной сферахжизни.

Контрольнаяфункция Федерального Собрания.

Сущностьконтрольной функции парламентапроявляется в том, что в условияхдемократически организованной системыразделения властей народу принадлежитправо контролировать деятельность всехструктур, которым он передал властныеполномочия.

Вне контроля не должнынаходиться никакие государственныеобразования, в том числе и органынародного представительства. Осуществляяот имени народа высшую форму контроля(парламентский контроль), они самиконтролируются народом через различныеинституты прямой демократии.

Источник: https://studfile.net/preview/6226669/page:3/

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Какие органы входят в структуру федерального собрания РФ?

Историческаясправка

Совет Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации образован в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации, принятой всенародным анием 12 декабря 1993 года, как палатапарламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающаяфедеративную природу российского государства.

Двухпалатная структура ФедеральногоСобрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировыхпарламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеютпарламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную формугосударственного устройства.

Исторически во многих странах верхниепалаты «выросли» из собраний советников при правителях и носили сословныйхарактер. В русских землях в качестве постоянных советов при князьяхдействовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники.

В новыхисторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы сталаБоярская дума.

Она просуществовала до конца XVII века и позднее былапреобразована в Сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был статьвысшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещаниябоярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которыесозывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков и получиливпоследствии название Земских Соборов.

Земские Соборы избирали на царствогосударей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государствановые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов. Функции и сферыведения Земских Соборов достаточно точно совпадали с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы.

К концу XVII века по мере укрепления абсолютизма ЗемскиеСоборы утратили свое значение.

Первая попытка создания двухпалатногопарламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе,приходится на начало XIX века.

По поручению императора Александра I трудамивыдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского былиразработаны контуры законосовещательного представительного органа, которыйдолжен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемогоимператором Государственного совета.

В 1810 году был образован Государственныйсовет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Всезаконы, законодательные акты перед утверждением императором должны былиобязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная думатогда так и не была создана.

В последние годы жизни царя-реформатораАлександра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательногооргана едва не воплотилась в жизнь. Убийство Александра II и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России к его созданию.

В первые годы ХХ века требованиесоздания в России общегосударственного представительного и законодательного органастало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 – зимой 1906 годов.

Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этойцели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, существовавшийк тому времени уже почти сто лет.

Манифестом 20 февраля 1906 года императорНиколай II установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

Государственный совет – верхняя палатапервого российского парламента – формировался по смешанному принципу.

Половинаего членов назначались царем, другая половина – избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждогогубернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (6членов от духовенства православной Российской церкви, 18 от губернскихдворянских обществ, 6 членов от Академии наук и университетов, по 6 — от промышленных и торговых корпораций).

Первому русскому парламенту был отмереннедолгий век – чуть больше десяти лет. В ходе Февральской и Октябрьскойреволюций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею сталиСоветы.

С 1924 года в Союзе СоветскихСоциалистических Республик законодательная и представительная функция de jureпринадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты –Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорциональнонаселению каждой из них, и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от населения) –по 5 человек и от каждой автономной области или республики – по 1 человеку.

Конституция 1936 года сохранила принципдвухпалатности, заменив двухступенчатые выборы палат прямыми.

Был предусмотрентакже механизм согласительных процедур в случае разногласий между палатами и даже возможность роспуска обеих палат в случае недостижения согласия.

ВерховныйСовет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и СоветаНациональностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России,определила вопросы ведения и полномочия Совета Федерации. В соответствии со статьей 95 в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждогосубъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительногооргана государственной власти.

Депутаты верхней палаты первого созываизбирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательнымокругам, образуемым в рамках административных границ субъектов РоссийскойФедерации (один округ на территории каждого субъекта Российской Федерации).

Кандидаты в члены Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями. В соответствии с переходными положениямиКонституции Российской Федерации депутаты Совета Федерации первого созываосуществляли свои полномочия на непостоянной основе.

Первым ПредседателемСовета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир ФилипповичШумейко.

В конце 1995 года был принят Федеральныйзакон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного(представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран ЕгорСеменович Строев, Глава администрации Орловской области.

8 августа 2000 года вступил в силу новыйФедеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации».

В соответствии с ним представитель в СоветеФедерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации) на срок его полномочий.

Член Совета Федерации –представитель от законодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта Российской Федерации избирался законодательным(представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерациина срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного(представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Полномочия членовСовета Федерации осуществлялись на постоянной основе.

5 декабря 2001 года Председателем СоветаФедерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в СоветеФедерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

4 февраля 2009 года Совет Федерацииодобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательныеакты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации».

В соответствии с новымзаконом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в СоветеФедерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатомзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации или депутатом представительного органа муниципальногообразования, расположенного на территории данного субъекта. Законом былустановлен переходный период, в течение которого действующие члены СоветаФедерации могли доработать свой срок полномочий. Новый порядок формированияСовета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года.

10 сентября 2011 года ПредседателемСовета Федерации была избрана Валентина Ивановна Матвиенко, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти городаСанкт-Петербурга.

В ноябре 2011 года серьезные измененияпретерпела внутренняя структура Совета Федерации: вместо прежних 16 комитетов и 11 постоянных комиссий было создано 10 комитетов.

В 2012 году рабочей группой СоветаФедерации был разработан и вынесен на общественное обсуждение проектфедерального закона «О порядке формирования Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации», предусматривающий более активное участиеграждан страны в формировании «палаты регионов». Инициатива получила поддержкуобщества, и в июне законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу.

20 ноября 2012 года новый Федеральныйзакон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации» был принят Государственной Думой, 28 ноября одобрен СоветомФедерации и 3 декабря подписан Президентом России. Новый порядок формированияСовета Федерации вступил в силу с 1 января 2013 года.

Согласно закону, представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации может быть только депутат этого органа. При этомсоответствующее решение региональный парламент должен принять большинством от общего числа своих депутатов в течение месяца со дня первогозаседания нового созыва.

При проведении выборов высшегодолжностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат на этудолжность представляет в соответствующую избирательную комиссию трикандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидатабудет наделена полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органавласти.

Устанавливается, что претендентом на должность члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. При этом законом предусматривается ряд исключений из этого правила.

В 2014 году вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий назначение Президентом Российской Федерации членов Совета Федерации — представителей Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В деятельности Совета Федерации во многом проявляется историческая преемственность наиболее демократическихтрадиций осуществления законодательной власти в России.

Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализациюстратегических целей развития страны.

Источник: http://council.gov.ru/structure/council/

Глава 5. Федеральное Собрание | Конституция Российской Федерации

Какие органы входят в структуру федерального собрания РФ?

Статья 94

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

1.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Статья 97

1.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

1.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 99

1.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 100

1.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 101

1.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

1.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном ании за него проало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108

1.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Статья 109

1.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Источник: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-7.htm

Федеральное Собрание: история создания и порядок работы

Какие органы входят в структуру федерального собрания РФ?
11 января 1994 года начал свою работу новый российский парламент – Федеральное Собрание РФ. Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом России.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях.

В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники.

В условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума, которая просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, впоследствии получившие название Земских Соборов (существовали в середине XVI-XVII веках).

Первая попытка создания двухпалатного парламента в России приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I выдающийся государственный деятель Михаил Сперанский разработал контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета.

В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

Закон об учреждении в Российской империи Государственной думы был подписан в 1905 году императором Николаем II. Последующим манифестом 1906 года император установил, что “со времени созыва Государственного совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы”. Таким образом, был создан первый российский двухпалатный парламент.

В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти – Советы народных депутатов.

С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет и Совет Национальностей.

Конституцией СССР 1936 года был учрежден Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность президента республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Впоследствии указом президента РСФСР система советов была ликвидирована.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России.

В Совет Федерации (СФ) входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти; представители РФ, назначаемые президентом, число которых составляет не более 10% от числа членов СФ – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Член СФ – представитель от законодательного или исполнительного органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом СФ и депутатом ГД. Депутат ГД не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только для заслушивания посланий президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации считается верхней, Государственная Дума – нижней палатой парламента России. Понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы “снизу” (в Государственной Думе) и идет “вверх” – в Совет Федерации. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия президенту РФ на назначение председателя правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии правительству РФ;

в) заслушивание ежегодных отчетов правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ;

д) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

з) выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности.

К ведению Совета Федерации (СФ) относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указа президента России о введении военного положения;

в) утверждение указа президента РФ о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории;

д) назначение выборов президента РФ;

е) отрешение президента РФ от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ и его заместителей;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Право законодательной инициативы принадлежит президенту и правительству РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду и Верховному Суду РФ. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством от общего числа депутатов. Принятые ГД РФ федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был им рассмотрен. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению ГД.

В случае несогласия Государственной Думы с решением СФ федеральный закон считается принятым, если при повторном ании за него проало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется президенту. Президент России в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и СФ вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей ) от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию президентом в течение семи дней.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством – не менее трех четвертей от общего числа членов СФ и не менее двух третей от общего числа депутатов ГД. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию президентом РФ и обнародованию.

Палаты Федерального Собрания РФ взаимодействуют в процессе осуществления своих задач с президентом РФ, правительством РФ, федеральными судами, генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ.

Председатель Государственной Думы VII созыва – Вячеслав Володин.Председатель Совета Федерации – Валентина Матвиенко.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20190111/1549131412.html

041

Какие органы входят в структуру федерального собрания РФ?

41. Федеральное Собрание Российской Федерации: место в системе органов государства, структура.

1. Место в системе органов государства.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации и всенародные выборы депутатов Государственной Думы обусловливают представительный характер Федерального Собрания.

Федеральное Собрание является единственным федеральным органом законодательной власти и обладает полной компетенцией в сфере законотворчества в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, в установленном Конституцией РФ порядке принимает законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

Как законодательный орган Федеральное Собрание (точнее, его палаты) имеет некоторые контрольные и кадровые полномочия.

2. Структура Федерального Собрания.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (всего 178 членов от 89 субъектов РФ).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается гражданами РФ сроком на четыре года по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Иногда Совет Федерации называют верхней палатой, а Государственную Думу нижней палатой.

Совет Федерации, Государственная Дума избирают соответственно Председателя Совета Федерации и его заместителей, Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии.

В настоящее время в Совете Федерации на постоянной основе действуют 11 комитетов, в Государственной Думе – 28 комитетов, а также постоянные и временные комиссии. В Государственной Думе действуют также Совет Государственной Думы, депутатские объединения (фракции и депутатские группы).

Федеральное Собрание (в отличие от бывшего Верховного Совета) не имеют общего для обеих палат Председателя, Президиум либо иной координирующий орган.

3. Порядок деятельности Федерального Собрания.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств, на совместных заседаниях ания не проводятся и решения не принимаются. Заседания палат, как правило, являются открытыми, исключения могут быть установлены регламентами палат.

Совет Федерации и Государственная Дума проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Палаты Федерального Собрания (Совет Федерации и Государственная Дума) принимают постановления по вопросам их ведения.

Постановления Совета Федерации и постановления Государственной Думы принимаются большинством от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно, если Конституцией не установлен иной порядок принятия решений.

Для принятия некоторых решений необходимо квалифицированное большинство – три пятых, две трети или три четверти от общего числа членов Совета Федерации, три пятых или две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

Общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы согласно Постановлению Конституционного Суда РФ следует понимать как конституционно установленную численность палат – 178 членов Совета Федерации и 450 депутатов Государственной Думы. Законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы рассматриваются последовательно Государственной Думой, Советом Федерации, в порядке, установленном Конституцией РФ (см. вопросы 18, 44).

4. Счётная палата.

Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчётным ему.

Коллегия Счётной палаты состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой, его заместителя, назначаемого Советом Федерации, и двенадцати аудиторов, назначаемых по шесть аудиторов каждой палатой Федерального Собрания.

Счётная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, внебюджетных фондов и другие контрольно-финансовые полномочия. Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью и не является структурным подразделением Федерального Собрания.

Используются технологии uCoz

Источник: http://ftk.narod.ru/download/pravo/osnovi/041.htm

Правовая помощь
Добавить комментарий