Каков порядок получения жилья для детей сирот при наличии решения суда?

Новый порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот · Администрация Хотынецкого района

Каков порядок получения жилья для детей сирот при наличии решения суда?

     В статье раскрываются основные положения порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который реализуется с 1 января 2013 года.

Обеспечение детей-сирот жилым помещением

     Государство приняло на себя обязательство обеспечивать жильём граждан определённых категорий, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение указанных лиц жильём является одной из гарантий социальной поддержки.

К указанным лицам относятся (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 ФЗ):

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Попечение отсутствует, если родители:

-отсутствуют или лишены родительских прав, ограничены в родительских правах,

-уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

-отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,

-признаны безвестно отсутствующими,

-объявлены умершими,

-признаны недееспособными (ограниченно недееспособными),

-находятся в лечебных учреждениях,

-отбывают наказание в виде лишения свободы,

-находятся в следственных изоляторах,

-в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке

Лица из их числа – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Изменения в законодательстве

      Напомним, что ранее эта категория граждан имела право на внеочередное предоставление жилья при окончании образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, возвращении из учреждений исполнения наказаний, завершении службы в армии, оставлении приёмной семьи, детского дома, прекращении опеки и попечительства (п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса).

     В целях совершенствования законодательства порядок обеспечения жильём был изменён. Теперь дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа (далее в тексте используется “сироты”) не имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

     Следует пояснить, что ранее сирота получал жилье по договору социального найма, мог сразу же приватизировать это жилье, приобретая таким образом право собственности.

В дальнейшем из-за своих действий по распоряжению имуществом сироты лишались этого собственного жилого помещения в силу различных причин (неопытность молодых, незнание законодательства, недобросовестные действия других лиц и др.). Сироты опять становились нуждающимися в жилых помещениях.

Поскольку государство не может эффективно ограничивать распоряжение собственником своим имуществом при отсутствии общего запрета, то обеспечить разумное распоряжение сиротой полученным жильём не представлялось возможным.

    Можно предположить, что данная проблема стала одной из основных причин разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (законопроект № 589209-5).

Законопроект был принят в 2012 году – Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ. Закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Им, в частности, были внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.

1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исключен пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

     В соответствии с этими изменениями жилые помещения теперь предоставляются не по договору социального найма, а по договору специализированного найма на срок 5 лет, что исключает возможность приватизации в указанный период, а также обмен этого жилого помещения или сдачу в поднаём.

Кому может быть предоставлено жилое помещение

     Право на получение жилого помещения имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица в возрасте 23 лет и старше, если они не были обеспечены жильём ранее. При этом указанные лица не должны являться нанимателями жилого помещения или членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения либо, при наличии у них прав на жилое помещение, не иметь возможности реализовать данное право.

Действия, необходимые для получения жилого помещения

     В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ предоставление жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти субъекта.

В Орловской области эти полномочия переданы на местный уровень (Закон Орловской области от 6 декабря 2007 года № 732-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Орловской области в сфере опеки и попечительства»).

     Органы опеки и попечительства по месту выявления или жительства формируют списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ведут учётные дела (Закон Орловской области от 6 декабря 2007 года N 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

     Сводный список сирот ведёт Департамент образования и молодёжной политики Орловской области.

     Обращаем внимание, что теперь в список включаются сироты, достигшие 14 лет, т.е. достижение возраста уже является основанием для включения. Если же вам больше 18 лет, то включить вас в список могут на основании заявления.

     К заявлению нужно приложить (см. Перечень документов для постановки на учёт):

копию свидетельства о рождении;

копию паспорта гражданина Российской Федерации;

копии документов, подтверждающих отсутствие родительского попечения. Такими документами могут быть, например, решение суда о лишении родительских прав, свидетельство о смерти родителей, постановление об установлении опеки или попечительства, об устройстве в приёмную семью, решение суда о признании недееспособным родителя или справка из учреждения, где находится родитель и т.д.

     Если у вас есть жилое помещение, но вы не можете в нем проживать, также нужно приложить в зависимости от ситуации следующие документы:

копию решения суда о лишении родительских прав и об отказе в принудительном обмене жилого помещения,

заключение межведомственной комиссии о невозможности совместного проживания,

заключение медицинской организации о наличии у лиц, проживающих совместно с сиротой тяжёлой формы хронических заболеваний,

заключение комиссии о несоответствии жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам,

технический (кадастровый) паспорт жилого помещения, либо свидетельство о государственной регистрации, либо справку органа (организации) по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации, содержащую информацию о площади жилого помещения; справку о составе семьи, копию лицевого счета или выписки из домовой книги, содержащей информацию о количестве человек, проживающих в жилом помещении.

    Орган опеки и попечительства принимает решение по заявлению в течение 30 рабочих дней, при необходимости срок рассмотрения заявления может быть продлён на 30 дней.

В каких случаях может быть установлен факт невозможности проживания в имеющемся (ранее занимаемом) жилом помещении

      Вселение в жилое помещение признается невозможным, если (ст. 17.3 Закона Орловской области от 22 августа 2005 года № 529-ОЗ «О гарантиях прав ребенка в Орловской области»):

в жилом помещении проживают родители, лишенные родительских прав (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

лица, страдающие тяжёлой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам;

общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдёт в результате вселения в данное жилое помещение сирот;

наличие у сирот тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.

     При наличии одного или нескольких перечисленных обстоятельств нужно обратиться в орган опеки и попечительства по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения с заявлением об установлении факта невозможности проживания в таком жилом помещении.

Когда предоставляется жилое помещение

     Жилое помещение предоставляется однократно:

до 18 лет в случае приобретении полной дееспособности;

по достижении 18 лет;

по окончании срока пребывания в учреждении, иных местах.

     Если вам уже исполнилось 18 лет и вы находитесь в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, либо служите в армии, либо отбываете наказание в исправительных учреждениях, то жилое помещении предоставляется по окончании срока по вашему письменному заявлению.

Местность, в которой может быть предоставлено жилое помещение

    Жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района Орловской области по месту:

жительства;

первичного выявления на территории Орловской области (поступление информации о сироте в орган опеки и попечительства);

нахождения образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания населения или иного учреждения на территории Орловской области;

трудоустройства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, окончании прохождения военной службы по призыву либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Факт трудоустройства подтверждается справкой с места работы;

жительства лиц, у которых сироты находились под опекой (попечительством), или по месту нахождения в приёмных семьях;

нахождения ранее занимаемого жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих вселению сирот в ранее занимаемые жилые помещения.

Требования к жилому помещению

     Может быть предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, предоставление иных видов жилых помещений не допускается.

      Жилье должно быть благоустроенным применительно к условиям населённого пункта, т.е. уровень благоустроенности жилого помещения не должен быть ниже, чем уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населённом пункте (городе, посёлке, деревне).

     Общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления.

     Жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.

     Жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии.

      Жилое помещение, предоставляемое в виде жилого дома, не должно находиться в аварийном либо ветхом состоянии.

В этом разделе:

Источник: http://www.hot-adm.ru/article2744

Принудительная реализация права на жилое помещение

Каков порядок получения жилья для детей сирот при наличии решения суда?

Ежегодно наблюдается динамика по увеличению количества исполнительных производств об обязании должников предоставить гражданам жилые помещения.

Можно было бы предположить, что такой существенный рост количества исполнительных производств обусловлен повышением юридической грамотности граждан, все чаще обращающихся за защитой своего права на жилище в органы судебной власти. Однако есть и другие причины.

Дело не только в приставах

Если бы со стороны соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которые непосредственно возложены функции по обеспечению граждан жилыми помещениями, реализация закрепленного в законе права на жилище осуществлялась надлежащим образом, то даже самый юридически грамотный гражданин не обращался бы к судебной защите своего права, поскольку в этом не было бы никакой нужды.

Таким образом, причиной существенного увеличения исполнительных производств данной категории является именно отсутствие надлежащей реализации права (реализации, не требующей участия органов судебной власти и органов принудительного исполнения) граждан на жилище со стороны ответственных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Практика принудительного обеспечения граждан жилыми помещениями наиболее распространена в крупных городах, что связано, с одной стороны, с большей концентрацией граждан, имеющих в силу своего социального положения право на обеспечение жилым помещением (детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей и т. д.), а с другой – с отсутствием необходимого государственного (муниципального) жилищного фонда, за счет которого возможно было бы исполнить судебные решения.

Например, общая площадь всего жилищного фонда г. Волгограда составляет 21 448,40 тыс. кв. м, из которого приватизировано 86,2%, в государственной собственности находится 1,2%, в муниципальной собственности – 12,6%.

При этомс учетом продления сроков бесплатной приватизации жилья, по данным Комитета по жилищной политике администрации г. Волгограда, прогнозируемое уменьшение объема муниципального жилищного фонда в ближайшее время дойдет до 3,5%.

Только в г. Волгограде в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на учете числится 11 895 семей, из которых 9810 принято на учет до 01.03.2005.

Средний период ожидания получения социального жилья здесь составляет 25 лет, притом что семья, находящаяся первой в общем едином списке очередников, состоит на учете нуждающихся 44 года.

Основной причиной сложившейся проблемы, как уже было обозначено, является отсутствие необходимого количества муниципального жилья, способного обеспечить реализацию жилищных прав граждан.

Это обусловлено тем, что муниципальный жилищный фонд пополняется незначительно, в основном за счет освобождения жилых помещений вторичного жилищного фонда.

Как следствие, количество очередников с каждым годом увеличивается из-за отсутствия возможности органов местного самоуправления обеспечить их жильем.

Однако получение на руки судебного решения о предоставлении жилого помещения само по себе жилищной проблемы не решает.

Объем исполненных судебных решений, предъявляемых для принудительного исполнения, за последние семь лет не достигает и 30%.

При исполнении указанных судебных решений судебные приставы-исполнители сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих, а порой делающих невозможным фактическое исполнение вступившего в законную силу судебного акта.

Недостаточность правового регулирования

Исполнительные производства о предоставлении гражданам жилых помещений являются наиболее сложными с точки зрения процедуры принудительного исполнения, обусловленной необходимостью обеспечения баланса мер принудительного исполнения с регламентированной жилищным законодательством процедурой перераспределения жилого фонда.

Сложности исполнения прежде всего связаны с ненадлежащим правовым регулированием процедуры принудительного исполнения предоставления гражданам жилья, а также с организацией перераспределения материальных ресурсов между бюджетами различных уровней при исполнении данных исполнительных документов.

Проблемы правового регулирования обусловлены отсутствием до настоящего времени четкого, урегулированного федеральным законодательством механизма принудительного исполнения исполнительных документов данной категории, учитывающего его специфику.

Глава 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирующая порядок исполнения исполнительных документов неимущественного характера, содержит общие нормы (ст.

105), распространяющиеся на все категории исполнительных документов неимущественного характера, и специальные нормы, определяющие особенности исполнения исполнительных документов неимущественного характера отдельных категорий (ст. 106–109.

3), а именно: о восстановлении на работе, вселении взыскателя, выселении должника, об административном приостановлении деятельности и т. д.

Специальных норм, определяющих особенности исполнения исполнительных документов о предоставлении гражданам жилых помещений, в законодательстве нет.

Нормативное регулирование порядка принудительного исполнения исполнительных документов о предоставлении гражданам жилых помещений ограничено положениями общей нормы, содержащейся в ст. 105 Закона № 229-ФЗ, анализ которой показывает, что меры принуждения предусмотрены лишь санкциями в виде исполнительского сбора (ст. 112 Закона № 229-ФЗ) и административных штрафов (ст. 17.15 КоАП РФ).

Таким образом, весь механизм принудительного исполнения сводится к тому, что после возбуждения исполнительного производства и по истечении срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель взыскивает с должника исполнительский сбор и устанавливает новый срок для исполнения. Если во вновь установленный срок требования исполнительного документа не удовлетворены, то применяются административные санкции по ст. 17.15 КоАП РФ; затем устанавливается очередной новый срок и т. д.

Но даже и этот механизм (если взглянуть на сущность явления, на субъекта, участвующего в качестве лица, в пользу которого поступают финансовые санкции, и в качестве лица, уплачивающего денежные средства) фактически не является механизмом принуждения по существу.

В подавляющем большинстве случаев должником по данной категории исполнительных производств являются органы государственной власти и местного самоуправления.

Но они действуют не сами по себе, а от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования – в общем, публично-правового образования, полностью (в том числе и в части уплаты финансовых санкций) финансируемого из бюджета.

Административный штраф, налагаемый за совершение правонарушения (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ), как и исполнительский сбор (ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ), подлежат уплате в соответствующий бюджет.

Следовательно, если Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования свести к единому субъекту права – публично-правовому образованию (каковыми они и являются), то механизм принудительного взыскания исполнительского сбора и административных штрафов представляет собой следующую процедуру.

Один и тот же субъект – публично-правовое образование через свой орган, федеральный орган исполнительной власти (ФССП России) налагает исполнительский сбор (административный штраф) на себя же – публично-правовое образование, действующее через соответствующий орган власти, являющийся должником по исполнительному документу.Словом, сумма исполнительского сбора или административного штрафа в качестве уплаты наложенной финансовой санкции переходит из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня.

Дальнейшее же перемещение денежных средств между бюджетами, в том числе обратно в бюджет нижестоящего уровня, из которого данные средства были изъяты, осуществляется через такие механизмы, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, как межбюджетные трансферты, бюджетные субсидии, дотации и т. д.

Но если рассматривать все межбюджетные правоотношения через призму консолидированного бюджета как свода бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ), то даже и такого перемещения не происходит: денежные средства как были в составе соответствующего консолидированного бюджета, так в нем и остаются.

Применение данных финансовых санкций не побуждает, а, напротив, затрудняет исполнение вступившего в законную силу судебного акта, поскольку фактически представляют собой дополнительную нагрузку на бюджет соответствующего уровня. В результате и без того дотационный региональный или муниципальный бюджет теряет денежные средства, которые можно было направить на приобретение жилого помещения для исполнения судебного акта.

Так, в 2016 году, по данным Комитета строительства Волгоградской области (органа, ответственного за предоставление жилья детям-сиротам на территории Волгоградской области), на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в бюджете области было предусмотрено 171,9 млн руб.

За неисполнение этих же судебных решений в отношении указанного государственного органа судебными приставами-исполнителями в 2016 году было вынесено 697 постановлений о наложении административных штрафов по ст. 17.15 КоАП РФ на сумму 34,8 млн руб., что составляет 20,24% от объема финансирования на данные мероприятия.

При этом из 454 судебных решений, по которым должником выступал данный государственный орган, в 2016 году было исполнено лишь 63 судебных акта.

Объективная в большинстве случаев невозможность исполнения решений суда в установленные сроки (ввиду отсутствия необходимого жилищного фонда, а также в бюджете денежных средств на приобретение жилья) вызывает затруднения в привлечении руководителей-должников к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

Данный фактор нивелирует злостность неисполнения вступившего в законную силу судебного решения, являющегося обязательным признаком состава преступления согласно ст. 315 УК РФ.

Иных мер воздействия по данной категории исполнительных производств на должника законодательством судебному приставу не предоставлено.

Представляется, что по данной категории исполнительных документов (должники по которым финансируются из соответствующего бюджета) необходимо ввести специальный порядок принудительного исполнения, включающий в себя прежде всего меры воздействия на личность руководителя соответствующего государственного (муниципального) органа.

Например, предусмотреть механизм непосредственной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления и государственной власти за неисполнение судебного решения с возможностью применения непосредственно судебным приставом-исполнителем санкций как финансового, так и нефинансового характера, связанных с возможностью решения вопроса дальнейшего нахождения в должности соответствующего лица.

Подобный механизм по освобождению ответственного должностного лица органа местного самоуправления за неисполнение судебного акта в настоящее время предусмотрен в ст. 74, 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и даже имеет определенное практическое применение.

Так, на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам и в Центральном районном отделе судебных приставов г.

Волгограда УФССП России по Волгоградской области находились исполнительные производства об обязании администрации г. Волгограда предоставить жилые помещения гражданам.

Несмотря на принятые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения, требования, содержащиеся в исполнительных документах, должником не исполнены.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/341861/

Новый порядок обеспечения жильём детей-сирот

Каков порядок получения жилья для детей сирот при наличии решения суда?

В статье раскрываются основные положения порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, который реализуется с 1 января 2013 года.

Обновление от 11.02.2016: здесь размещен дополнительный материал по вопросу о судебной защите прав сирот после 23 лет.

Оглавление

Обеспечение детей-сирот жилым помещением
Изменения в законодательстве
Кому может быть предоставлено жилое помещение
Действия, необходимые для получения жилого помещения
В каких случаях может быть установлен факт невозможности проживания в имеющемся (ранее занимаемом) жилом помещении
Когда предоставляется жилое помещение
Местность, в которой может быть предоставлено жилое помещение
Требования к жилому помещению.

Обеспечение детей-сирот жилым помещением

Государство приняло на себя обязательство обеспечивать жильём граждан определённых категорий, в том числе детей-сироты, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Обеспечение указанных лиц жильём является одной из гарантий социальной поддержки.

К указанным лицам относятся (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ):

  • Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Попечение отсутствует, если родители:

  • отсутствуют или лишены родительских прав, ограничены в родительских правах,
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
  • отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,
  • признаны безвестно отсутствующими,
  • объявлены умершими,
  • признаны недееспособными (ограниченно недееспособными),
  • находятся в лечебных учреждениях,
  • отбывают наказание в виде лишения свободы,
  • находятся в следственных изоляторах,
  • в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке

Кроме того, на указанную поддержку имеют право лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Изменения в законодательстве

Напомним, что ранее эта категория граждан имела право на внеочередное предоставление жилья при окончании образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, возвращении из учреждений исполнения наказаний, завершении службы в армии, оставлении приёмной семьи, детского дома, прекращении опеки и попечительства (п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса).

В целях совершенствования законодательства порядок обеспечения жильём был изменён. Теперь дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа (далее в тексте используется «сироты») не имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следует пояснить, что ранее сирота получал жилье по договору социального найма, мог сразу же приватизировать это жилье, приобретая таким образом право собственности.

В дальнейшем из-за своих действий по распоряжению имуществом сироты лишались этого собственного жилого помещения в силу различных причин (неопытность молодых, незнание законодательства, недобросовестные действия других лиц и др.). Сироты опять становились нуждающимися в жилых помещениях.

Поскольку государство не может эффективно ограничивать распоряжение собственником своим имуществом при отсутствии общего запрета, то обеспечить разумное распоряжение сиротой полученным жильём не представлялось возможным.

Можно предположить, что данная проблема стала одной из основных причин разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (законопроект № 589209-5).

Законопроект был принят в 2012 году – Федеральный закон от 29 февраля 2012 года №  15-ФЗ. Закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Им, в частности, были внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.

1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исключен пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с этими изменениями жилые помещения теперь предоставляются не по договору социального найма, а по договору специализированного найма на срок 5 лет, что исключает возможность приватизации в указанный период, а также обмен этого жилого помещения или сдачу в поднаём.

Кому может быть предоставлено жилое помещение

Право на получение жилого помещения имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа (кто к ним относится – см. выше), а также лица в возрасте 23 лет и старше, если они не были обеспечены жильём ранее.

При этом указанные лица не должны являться нанимателями жилого помещения или членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения либо, при наличии у них прав на жилое помещение, должны не иметь возможности реализовать данное право.

Действия, необходимые для получения жилого помещения

Источник: http://gosurburo29.ru/law-news/zashhita-prav-detej/novyij-poryadok-obespecheniya-zhilyom-detej-sirot

Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями

Каков порядок получения жилья для детей сирот при наличии решения суда?

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами исполнительной власти, государственными гражданскими служащими органа государственной власти в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или иным уполномоченным лицом в соответствии с законом и учредительными документами (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга — Администрации, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru), Портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт‑Петербурге».

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).

При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в органе исполнительной власти Санкт‑Петербурга.

Жалоба на решения и действия (бездействие) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга.

Жалобы на решения, принятые руководителем органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, подаются вице-губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14-рг «О распределении обязанностей между вице-губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга либо государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, решения и действия (бездействие) которых обжалуются:
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю; сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга либо государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга либо государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга.

В случае обжалования отказа органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах:
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с нормативными требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга (191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга; E-mail: ukog@gov.spb.ru; телефон: 576-70-42), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Источник: https://gu.spb.ru/188495/mfcservice/

Правовая помощь
Добавить комментарий