Можно изъять авто по уголовному делу в сфере мошенничества

Мошенник отправил следователя в печать

Можно изъять авто по уголовному делу в сфере мошенничества

Управление Следственного комитета России (СКР) по Воронежской области возбудило уголовное дело о фальсификации доказательств в главном следственном управлении (ГСУ) ГУ МВД России по Воронежской области.

Его фигурантом стала бывший следователь по особо важным делам управления капитан Надежда Мельситова, которая якобы подделала ряд процессуальных документов в ходе расследования уголовного дела об особо крупном мошенничестве.

По данным “Ъ-Черноземье”, следователь доверила обвиняемому самому привезти ей поддельную печать, используемую для мошенничества, а позже составила фиктивные протоколы ее выемки и изъятия с выдуманными понятыми. Получив суровый срок, мошенник обратился с жалобой в СКР.

Ленинский районный суд Воронежа вчера удовлетворил ходатайство регионального СКР и отправил в СИЗО до 16 февраля служащую третьего отдела следственной части по расследованию особо важных дел СУ УВД по ЮВАО ГУ МВД Москвы Надежду Мельситову.

В отношении нее как спецсубъекта 16 декабря руководитель управления СКР по Воронежской области Кирилл Левит возбудил уголовное дело о фальсификации доказательств (ч. 3 ст. 303 УК РФ, максимальное наказание — лишение свободы на семь лет).

Представлявший интересы Надежды Мельситовой в суде адвокат Роман Ижокин отказался комментировать “Ъ-Черноземье” позицию защиты, сославшись на подписку о неразглашении.

По данным “Ъ-Черноземье”, обвиняемая, которую на днях коллеги доставили из столицы, могла преступить закон весной 2019 году, в период своей работы в главном следственном управлении ГУ МВД России по Воронежской области. Лишь два месяца назад госпожа Мельситова перешла на службу в Москву.

Как рассказали “Ъ-Черноземье” собеседники в правоохранительных органах региона, подозреваемая могла подделать ряд процессуальных документов — протоколы осмотра и выемки — в ходе расследования громкого дела о мошенничестве с автомобилями. Речь шла о пяти эпизодах особо крупного мошенничества (ч. 4 ст.

159 УК РФ), покушении на мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ) и отмывании денег (ч. 1 ст. 174.1 УК РФ). Их основной фигурант Максим Болтенков в конце сентября 2019-го был осужден Коминтерновским райсудом Воронежа на 11 лет колонии общего режима.

Как установил суд, Болтенков с подельниками звонили в автосалоны и представлялись сотрудниками областного департамента аграрной политики. Затем они убеждали дилеров, что намерены купить автомобили в интересах своего ведомства. После этого они присылали по электронной почте всю необходимую документацию.

Для этого злоумышленники использовали поддельную печать, которая хранилась в гараже Максима Болтенкова в Белгороде. Заключив поддельный контракт, мошенники забирали автомобили, на эвакуаторах перевозя их в другой регион.

Таким образом в 2018 году они смогли обмануть пять автосалонов, совокупный ущерб превысил 20 млн руб.

По данным собеседников “Ъ-Черноземье”, СКР обратил внимание на то, как в уголовном деле возникла поддельная печать департамента. «Расследование шло успешно, Болтенков после задержания охотно сотрудничал, рассчитывая на небольшой срок, согласился на особый порядок, но это ему не помогло.

После вынесения приговора он начал жаловаться на следователя. В частности, рассказал, что по ее просьбе сам привез из Белгорода поддельную печать, предварительно сфотографировав гараж, где она хранилась.

В деле же появилась информация о том, как эта печать была найдена следователем именно в гараже при выдуманных понятых», — рассказал источник. Дело Михаила Болтенкова вела Надежда Мельситова.

В полиции сказали “Ъ-Черноземье”, что подозреваемая в случае установления ее вины «будет уволена из органов внутренних дел», а ее руководители — привлечены к дисциплинарной ответственности. В управлении СКР по Воронежской области пока не комментируют ход расследования в отношении госпожи Мельситовой.

В ее окружении “Ъ-Черноземье” вчера отметили, что приговор Максиму Болтенкову таким суровым оказался «по совокупности». Дело в том, что в апреле 2019 года, когда воронежское следствие было в разгаре, его главного фигуранта увезли на заседание Октябрьского райсуда Белгорода.

Суд приговорил Максима Болтенкова к восьми годам колонии общего режима за семь эпизодов особо крупного мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) при фиктивном строительстве многоквартирного дома. Ущерб дольщикам превысил 13,8 млн руб.

Как сказано в материалах суда, в 2012 году Максим Болтенков уже был осужден на четыре года за четыре эпизода особо крупного мошенничества.

Воронежский адвокат Евгений Пискунов, выступавший процессуальным оппонентом госпожи Мельситовой, вчера был удивлен расследованием в отношении нее. «Я не так давно знаком с Надеждой Викторовной, и наши “отношения” скорее можно охарактеризовать как напряженные. Она была сильным соперником.

Отчасти я в курсе инкриминированного ей деяния. Откровенно говоря, это вызывает много вопросов: насколько я информирован, обвиняемый действительно передал ей печать и какие-то документы, с помощью которых совершал преступления.

Вина же Мельситовой в том, что она надлежащим образом это не оформила, а, так сказать, на коленке нарисовала соответствующие протоколы. Образует ли это “фальсификацию доказательств”? При таких обстоятельствах — сомнительно. Служебный подлог? Да.

Но кому же из правоохранителей эта статья интересна, ведь по ней всего до двух лет лишения свободы», — предположил господин Пискунов.

«Я помню случай, когда, еще будучи следователем, приехал на место происшествия, где две бабушки были изрублены топором. Думаете, мне тогда было до составления протокола осмотра? Зафиксировал следы преступления и бросился раскрывать преступника. Успел. Но протокол изготовил спустя длительное время, — вспомнил адвокат. — Подлежит ли за это аресту следователь? Мне кажется, что нет».

В марте 2018 года министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев наградил Надежду Мельситову медалью «За доблесть в службе».

Андрей Прах, Андрей Цветков

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4199472

Законно купленные машины забирают у владельцев как вещдоки – МК Саратов

Можно изъять авто по уголовному делу в сфере мошенничества

Десятки автовладельцев в Саратове охвачены паникой

Причём производится изъятие настолько странным образом, что заставляет встревоженных людей объединяться в группы, искать помощи у юристов и в прокуратуре, писать обращения на сайт Президента России и спикера Госдумы. В том, что происходит, попытался разобраться корреспондент «МК» в Саратове».

«Сейчас будет задержание»

Рассказ моей собеседницы Галины БАХМАТОВОЙ звучит как несмешной анекдот:

— Вечером 18 апреля мне позвонил какой-то мужчина, представившийся старшим лейтенантом полиции из городского ГИБДД, сообщил, что приехал к моему дому за моей машиной (!), но не нашёл её и теперь желает немедленно встретиться.

Сказал, что руководство поставило ему задачу срочно найти мой автомобиль, при этом причину он точно не знал: «То ли у вас слишком много штрафов, то ли кто-то ездит под вашим номером» (у меня сохранилась запись этого телефонного разговора, как и всех последующих диалогов с якобы сотрудниками полиции). Я пришла в недоумение, поскольку все свои штрафы оплачивала вовремя. Звонивший замялся, пояснил, что подробностями не владеет, так как он «сотрудник низшего звена». Мне это показалось очень странным, и я ответила, что буду реагировать только на официальные уведомления или повестки.

Встревоженная Галина связалась с дежурной частью городского отдела ГИБДД, затем приехала в отдел, где услышала, что её автомобиль suzuki SX4 sedan, приобретённый в августе 2017 г.

у менеджера автосалона «Гепард-Авто», является вещественным доказательством по уголовному делу о мошенничестве. Поэтому надо срочно ехать в Управление МВД по Саратову и там давать пояснения следователю.

Владелица suzuki позвонила своему адвокату и решила, что следователь должен вызвать её повесткой.  

Вскоре последовал ещё один звонок: человек, называвший себя сотрудником отделения розыска полка ДПС по имени Рушан, настаивал, чтобы Галина немедленно приехала в УМВД. При этом он заявлял, что «машина находится в розыске, сейчас будет задержание, вызов следственно-оперативной группы и изъятие автомобиля с помощью эвакуатора».

— Я нашла в интернете информацию о том, что в автосалоне «Гепард-Авто» обманывали клиентов, сдающих туда свои машины на комиссию, то есть для продажи, — говорит Бахматова.

— Авто продавали, но деньги людям якобы не возвращали, поэтому ещё в прошлом году было возбуждено уголовное дело и заместитель гендиректора фирмы «Феникс», занимающейся продажей машин из автосалона, Сергей ВЬЮНОВ находится под домашним арестом.

Но при чём тут я? Машина приобретена законным путём и зарегистрирована в МРЭО ГИБДД. Если у следователя есть ко мне вопросы, пусть приглашают на законном основании.

Этот Рушан опять звонил мне и добивался встречи, якобы чтобы передать повестку — с какой стати это делает инспектор ГИБДД и почему я должна ему верить? Очень странно ведут себя в данной ситуации сотрудники органов внутренних дел!

Свидетели или потерпевшие?

Благодаря своевременной консультации с адвокатом Галина Бахматова пока осталась при своём автомобиле — ей в итоге даже оставили машину под сохранную расписку (хотя моя собеседница не уверена, что её больше не будут беспокоить). Другим владельцам машин из злополучного «Гепард-Авто» повезло гораздо меньше.

Николай ещё в конце 2016 г. выставил на продажу в «Гепард-Авто» старый «опель», принадлежащий жене. Машину продали, но деньги за неё вернули лишь частично: то бухгалтера не было, то ещё возникали какие-то проблемы. В конце концов, уговорили взять из салона другую машину по собственному выбору.

18 апреля нынешнего года поздним вечером вдруг позвонили сотрудники ГИБДД, приехали к дому, потребовали документы на машину и пригласили супругов проехать в городской УМВД. Там их опросил оперуполномоченный службы по борьбе с экономической преступностью, жену сфотографировали на фоне машины и пожелали счастливо добраться домой… на такси.

Ошеломлённым хозяевам сказали, что их машина находится в розыске и теперь арестована, за всеми разъяснениями обращаться к следователю. 

Ещё более интересная история случилась с жительницей Воскресенского района Мариной СВИТИНСКОЙ. Когда осенью 2017 г. она покупала машину на авторынке на Вольском тракте, то ни о каком «Гепард-Авто» ничего не слышала. Вопрос возник лишь 26 апреля: к ней в гости пожаловал оперативник из Саратова в компании местного участкового.

— Мне издалека показали постановление об изъятии машины, нужной следствию как вещдок,— говорит Марина.— Стали что-то объяснять: дескать, совершены мошеннические действия и тому подобное. Я ответила, что меня это не интересует, машина моя на законном основании и никому её отдавать не собираюсь.

Трудный разговор длился до вечера, на меня оказывали психологическое давление, говорили, что сейчас приедет группа с постановлением на обыск и перевернёт всё село в поисках машины. Оба сотрудника полиции клялись: машину изымают всего на три дня для проведения ряда экспертиз. Каких именно экспертиз, они пояснить не могли.

При этом я услышала, как наш участковый разговаривает по телефону с райотделом внутренних дел, от него требовали доставить машину во что бы то ни стало. В конце концов я не выдержала натиска и сдалась. Теперь понимаю, что меня просто запугали. Сама отогнала автомобиль во двор райотдела, где она до сих пор и стоит.

Характерная черта: изъятие происходило без понятых. 

Через некоторое время после нашего разговора Свитинская позвонила мне и сообщила, что её машина из двора райотдела исчезла в неизвестном направлении — сотрудники местной полиции ничего внятно пояснить не могут.

Сейчас владельцы машин, оказавшихся вещдоками и изъятых по этой причине, находят друг друга и собираются в группу, чтобы вместе защищать свои интересы. Таких людей уже более двух десятков.

Они не понимают, кем себя считать — свидетелями по уголовному делу, в которое попали не по своей воле, или потерпевшими? Практически все выражают недоумение действиями сотрудников полиции: к кому-то оперативники приехали, назвавшись работниками компании по автострахованию, другим сообщили, что к ним в дом пришли на основании заявления об угоне автомобиля, поступившего от некой гражданки, и так далее.

Среди владельцев изъятых авто пошли слухи: якобы некоторые машины уже возвращают их прежним хозяевам, тем, кого «кинули» в «Гепард-Авто».

Что это означает? Если пострадавших от мошенничества много (по некоторым данным, их порядка ста десяти человек), расследование уголовного дела может затянуться на годы! Где всё это время будут находиться вещдоки на колёсах и что с ними может произойти за это время? Почему нельзя оставить их на ответственное хранение последним в цепочке законным владельцам? Эти вопросы закономерно адресовать следователям.

Сергей ГУК, которому машину сначала оставили под ответственное хранение, а затем всё же изъяли, так и сделал: позвонил старшему следственной группы ДОБРОВОЛЬСКОЙ.

Он сказал мне, что получил подтверждение того, что его машина передана на хранение «другому лицу» — из разговора следовало, что, видимо, этим лицом является прежний владелец, который пользоваться автомобилем не может, поскольку не имеет на него никаких документов.

Добровольская объяснила, что такое решение принято потому, что некоторые из нынешних владельцев прямым текстом заявляли ей: они лучше продадут авто на запчасти или просто уничтожат, чем отдадут. Вот такого градуса напряжения достиг накал страстей.   

Ещё один из моих собеседников, Антон, сказал, что работает торговым представителем и теперь вынужден срочно брать кредит, чтобы приобрести другой автомобиль, поскольку без колёс выполнять свои обязанности не может. Другие жаловались на то, что, приобретая подержанные машины, вкладывали деньги в их ремонт и техобслуживание — кто будет возмещать эти расходы?

Инструкция специалиста

Вадим МИХОЛАП, юрист, считает, что прежде всего в данной ситуации надо ответить на главный вопрос: насколько правомерны действия сотрудников полиции?

— На первый взгляд, во всём этом нет ничего особенного. Машины являются вещественными доказательствами по уголовному делу о мошенничестве, и руководитель следственной группы выносит постановление об их изъятии.

Но поскольку такие вещдоки, будучи весьма громоздкими и объёмными, в материалах дела храниться не могут, законом предусмотрено, что они могут быть переданы на ответственное хранение законному владельцу (с правом или без права пользования, по этому поводу тоже принимается отдельное решение).

Теперь вопрос: кто в нашей ситуации является законным владельцем? У добросовестных покупателей есть основания считать, что именно они владеют приобретёнными и зарегистрированными на их имя автомобилями по праву. Соответственно, и находиться вещдоки на колёсах должны у них.  

Вадим Витальевич также отметил, что изъятие вещдоков, насколько ему известно, проводится по другой процедуре. Владельца машины-вещдока приглашают официальным извещением к следователю, разъясняют ситуацию и ставят в известность о решении забрать автомобиль.

При этом у человека есть право заявить о несогласии с таким решением и ходатайствовать об оставлении машины у него на ответственном хранении.

Отказ в данном ходатайстве тоже должен быть предоставлен в письменном виде, что даёт возможность обратиться в суд для защиты своих прав.

— Что же получается сейчас? — говорит юрист. — Владельцев машин ловят, как каких-то преступников, вводят их в заблуждение относительно намерений полиции, хотя никто из этих людей, добросовестных покупателей машин, не совершил ничего противозаконного.

Таким образом, единственная возможность вернуть свой автомобиль — заявить ходатайство о передаче на ответственное хранение и получить ответ, который можно оспорить в суде. При этом, предупреждает Михолап, нужно быть готовым к тому, что следователь по каким-то причинам может ходатайство не принять, в этом случае необходимо проявить разумную настойчивость.

К такому же методу придётся прибегнуть и тем владельцам, которые на сегодняшний день ещё не отдали своих автомобилей — скрывать их от следствия до бесконечности не удастся, да и нет в этом необходимости.

Из ГУ МВД РФ по Саратовской области нам ответили:

— По данному уголовному делу транспортные средства были переданы владельцам либо вторым или третьим приобретателям (после потерпевшего) на ответственное хранение до окончания производства по делу и принятия окончательного решения судом.

Как это понимать, предоставляем решать каждому самостоятельно.

Получается, что от деятельности автосалона «Гепард-Авто» и фирмы «Феникс» пострадали уже две стороны — те, кто сдавал свои автомобили на комиссию и на продажу, и те, кто эти автомобили покупал.

Источник: https://saratov.mk.ru/social/2018/05/15/zakonno-kuplennye-mashiny-zabirayut-u-vladelcev-kak-veshhdoki.html

Полиция не поможет: как обманывают при покупке и продаже машин с пробегом :

Можно изъять авто по уголовному делу в сфере мошенничества

Мошеннические схемы при покупке и продаже автомобилей продолжают работать: настойчивые звонки с обещаниями купить ваш автомобиль очень выгодно или, наоборот, продать вам вариант подешевле почти всегда заканчиваются печально.

Адвокат Дмитрий Анцупов рассказал корреспонденту Autonews.ru, что прошлым летом в Москве он столкнулся с несколькими примерами обмана своих клиентов. В первом случае мошенники сами выходили на жертв, изучая их предложения по продаже на интернет-площадках.

«Недавний случай произошел летом в подмосковных Мытищах. Схема проста и заманчива. Клиенту называют следующие условия: например, продать его автомобиль не за 500 тыс. рублей, а за 600 тыс. в течение недели.

Если этого не удается, то салон якобы обязуется сам выкупить машину.

Чтобы провернуть дело, нужно всего-то подписать договор о передаче автомобиля на реализацию и оставить машину в салоне для показов», — рассказывает Анцупов.

Комиссия есть, а на суды времени нет

И тут, по словам эксперта, начинается самое интересное. Поскольку клиенты часто не читают договоры, либо в какой-то из моментов их отвлекают и банально меняют бумаги, автомобилисты подписывают документы на совершенно других условиях.

В договорах появляется комиссия за услуги по продаже — в среднем 30-50 тыс. рублей, а также за отказ от этих самых услуг.

Оговоренная ранее привлекательная цена из договора исчезает и появляется риск продажи машины, наоборот, в разы дешевле.

«Через неделю клиент приходит за своими деньгами, но в лучшем случае обнаруживает, что его машина так и стоит на парковке, — объясняет адвокат. — Потом он узнает, что за услуги придется доплатить, а цена машины будет совсем другой.

И тут же начинается психологическое давление: людям предлагают взять меньшие деньги, но здесь и сейчас, что выглядит лучше, чем ничего. Либо заплатить неустойку.

И часто это срабатывает — людям проще согласиться или, в крайнем случае, отдать в виде «штрафа» несколько десятков тысяч рублей, чем тратить время на разбирательства, вызов полиции и суды».

По словам юриста, полицейские в этом случае уже не помогут — они будут утверждать, что никакого уголовного подтекста у дела нет, и отношения с обманщиками лежит в гражданско-правовом поле.

«Конечно, можно обращаться в суд. Но это время и деньги. Услуги юриста обойдутся в столице примерно в 50 тыс. рублей, а на все время суда человек оказывается без машины и денег. При этом многим машина необходима для работы. Поэтому часто до суда дело просто не доходит», — уточняет Анцупов.

Низкая цена на новые и подержанные автомобили

На второй вариант обмана первыми клюют уже сами автомобилисты, которые решают купить машину и изучают предложения на рынке. Заинтересовавшись низкой ценой как на подержанные, так и на новые машины, клиенты сами приезжают в руки сомнительных организаций.

«Схема работы по договору примерно такая же, — продолжает Анцупов. — Клиент выбирает машину, ему предлагают цену и комплектацию, иногда — помогают оформить автокредит.

Срабатывают психологические приемы: осмотр нового автомобиля, ключи перед клиентом на столе.

Человек также подписывает все документы, а забрав машину, понимает, что цена на самом деле завышена, а проценты по кредиту невероятно высокие».

Вечером машина — утром деньги по безналичному расчету

Своей историей с Autonews.ru поделился житель Санкт-Петербурга Александр Ершов (фамилия изменена по просьбе героя статьи), который 15 июля 2018 г. разместил объявления о продаже BMW X1 на специализированных площадках. На следующий день, по словам Ершова, ему поступил звонок от некой организации, где за машину предложили 900 тыс. руб. — о покупке договорились после встречи в офисе компании.

«Покупатель предупредил, что фирма покупает автомобиль как юридическое лицо для дальнейшей перепродажи, по этой причине деньги они могут перевести только по безналичному расчету и запросили реквизиты счета владельца автомобиля, — рассказал автомобилист.

— В обмен на расписку я передал оригиналы ПТС и СТС, комплект ключей и подписал с ООО «АВТО-ДРАЙВ» агентский договор. Его подписание в фирме мотивировали тем, что пока деньги не дойдут по безналичному расчету, они по нему будут нести ответственность за автомобиль.

Подписать договор купли-продажи мы договорились после получения денег на счет».

Однако получив платежный документ, Ершов проверил его подлинность в банке, где сообщили, что банк его не выдавал и рекомендовали обратиться в правоохранительные органы. Продолжительные переговоры с представителями компании и попытки получить автомобили или деньги ни к чему не привели — машина исчезла, оплату ему так и не перевели.

В итоге автомобилист написал заявление в полицию с требованием возбудить уголовное дело по ст. 159 УК России «Мошенничество» (имеется в распоряжении Autonews.ru).

«В настоящее время машина находится в Краснодаре, мне постоянно приходят штрафы, — жалуется автомобилист.

— Нам удалось связаться с десятками пострадавших от этой фирмы из разных регионов: Москва, Калининград, Новгород. Вместе мы будем бороться».

Как избежать обмана и что делать, если это произошло

Отдавать автомобиль можно только в обмен на деньги, особенно во взаимоотношениях с юрлицами, предупреждает адвокат Марат Аманлиев.

«Без получения денег на руки оставлять машины можно только в автосалонах официальных дилеров, либо на площадках проверенных сервисов-аукционов, — советует юрист. — Иначе на стадии подписания таких договоров с абсолютно непонятными организациями человек рискует и должен понимать, что автомобиль он потеряет с 90-процентной вероятностью».

По его словам, есть два пути решения проблемы. Первый — обращение в правоохранительные органы по факту мошенничества.

Но доказать сотрудникам правоохранительных органов, что в действиях гендиректора компании и иных лиц имеются признаки состава уголовного преступления, крайне трудно.

Зачастую на такие заявления отвечают отказом в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на гражданско-правовые отношения.

«Таких заявлений должно поступить с десяток, чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки. Либо оспаривание сделки купли-продажи автомобиля. Но надо понимать, что это развлечение на 3-5 месяцев минимум. Возврат денег или автомобиля в такой ситуации это весьма длительный и не простой юридический процесс», — уверен Аманлиев.

В свою очередь адвокат Анцупов отмечает, что проще оспорить ситуацию, когда человека вводят в заблуждение именно при покупке автомобиля.

«Рассмотрение таких дел проходит в гражданско-правовом поле, а решения суда выносятся на основе закона о защите прав потребителей, — отмечает эксперт.

— Обман покупателя автомобиля доказать проще — например, можно привести данные, что машина оказалась дороже рыночной цены, что кредит также слишком невыгоден. А когда человек продает машину и соглашается со всеми условиями, подписывая договоры, выиграть значительно сложнее».

Юристы советуют не принимать поспешных решений и при покупке или продаже автомобиля внимательно изучать информацию о продавце и внимательно перечитывать предлагаемые документы.

Источник: https://www.autonews.ru/news/5ba361759a7947fc51250612

Сделка с мошенниками: машины угоняют по доверенности

Можно изъять авто по уголовному делу в сфере мошенничества

С неожиданными проблемами столкнулся автомобилист из Тюмени Николай Голубков, который приобрел подержанный премиальный седан Chrysler 300C 2012 года выпуска на вторичном рынке.

Выложив за покупку более миллиона рублей, он может остаться без автомобиля и какой-либо компенсации. Как рассказал «Газете.

Ru» сам автомобилист, Chrysler 300С он приобрел в Екатеринбурге в августе 2016 года, присмотрев машину по объявлению.

Непосредственно перед покупкой он проверил VIN номер автомобиля, чтобы удостовериться, что на него не наложено никаких ограничений и арестов, а также убедился, что машина не числилась в розыске.

Автомобиль оказался юридически чист, и никаких подозрений в «серости» сделки у Голубкова не возникло: он вернулся в Тюмень, где зарегистрировал автомобиль в установленном законом порядке и пользовался им.

Заявление об угоне спустя полтора года

Проблемы появились в июле 2017 года: автовладельца вызывали в полицию, где сообщили, что его машина находится в розыске и подлежит изъятию для возврата собственнику — жителю Краснодара. Такое решение уже вынес местный следователь, взявшийся за это дело.

Согласно заявлению в полицию, которое написал гражданин Станислав Ежов (фамилия изменена — «Газета.Ru»), автомобиль до сих пор принадлежит ему.

Якобы Chrysler 300С у мужчины угнали в июне 2015 года в Краснодаре.

В качестве подозреваемого он указал неустановленное лицо, но потом вспомнил, что он сам лично передал автомобиль своему знакомому — некому Ринату Нузуртдинову (фамилия также изменена – «Газета.Ru»).

При этом уголовное дело по факту угона возбудили только 14 ноября 2016 года — спустя практически полтора года после фактической пропажи автомобиля.

Распутывая этот клубок, автомобилист и глазом не успел моргнуть, как машину поместили на спецстоянку, куда спустя пару дней прибыл «собственник» и уехал на ней в Краснодар. Причем, как утверждает обратившийся в «Газету.Ru» Голубков, оригиналы ПТС и свидетельство о регистрации на автомобиль остались у него.

По его словам, машину изъяли лишь только на основании решения следователя — гражданского суда по делу о признании права собственности на автомобиль не было.

Автомобиль продали по доверенности

После общения с предыдущим владельцем Голубков узнал, что продавший ему машину житель Екатеринбурга приобрел его у того самого Нузуртдинова, на которого и было написано злополучное заявление от жителя Краснодара. Но не все так просто — согласно пакету документов (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»),

у «угонщика» была нотариально-заверенная доверенность, выписанная самим заявителем Ежовым, которая позволяла распоряжаться указанным автомобилем, включая право продажи и получения денежных средств по сделке.

Действительна она до сих пор: никаких действий по прекращению срока действия документа краснодарец не предпринял, хотя доверенность и оформлена на человека, которого он фактически обвиняет в угоне.

Сам Голубков уверен, что стал жертвой мошеннической схемы.

«Я считаю, что некогда Станислав Ежов был номинальным владельцем автомобиля, а Ринат Нузуртдинов – фактическим. Потому что доверенность была выдана в день регистрации транспортного средства. Спустя какое-то время Нузуртдинов продал автомобиль, деньги присвоил себе и пропал. После этого Ежов и решил подать заявление об угоне, — предполагает Голубков. —

Но причем тут автомобиль — ведь он был продан совершенно законно. Следовало писать заявление о краже денег, мошенничестве, но никак не об угоне».

У автомобилиста возникли вопросы к краснодарским следователям: так, ему остается неясным,

как при возбуждении дела следователи смогли понять, что именно Станислав Ежов является собственником автомобиля. Ведь на тот момент владельцем автомобиля уже давно был сам Голубков.

«Копии правоустанавливающих документов по сделкам купли-продажи хранятся в ГИБДД, — недоумевает автомобилист. — По такой логике я могу продать свой первый автомобиль, купленный в 2010 году, написать заявление об угоне, и мне его должны вернуть.

Я связался со следователем в Краснодаре. Сообщил о наличии доверенности, предположил, что угона могло и не быть. Следователь сначала отреагировал позитивно.

Он удивился наличию доверенности и сказал, что во всем разберется, но получив документы, перестал выходить на связь — он до сих пор меня игнорирует.

В региональном МВД сообщили, что уголовное дело сначала приостановили в связи с розыском подозреваемого Рината Нузуртдинова, а потом отправили на доследование с поручением следователю определить действительность доверенности. После чего там также перестали отвечать на звонки».

Параллельно автомобилист обратился в суд: он подал иск о признании за ним права собственности на автомобиль. Доказать свою правоту ему удалось, хоть и после множества судебных заседаний.

«В суде признали, что все проведенные сделки действительны: автомобиль я приобрел на законных основаниях, я являюсь его единственном собственником.

Причем факт выдачи доверенности от Станислава Ежова на продавца автомобиля, Рината Нузуртдинова, в Свердловском областном суде подтвердили», — рассказал автомобилист.

В настоящее время дело до сих пор находится у следователя, и пока Голубков уже полгода без автомобиля, ему приходят штрафы за допущенные нарушения ПДД на его иномарке из Краснодара.

Выходит, что машиной активно пользуется ее бывший владелец, хотя она и должна находиться спецстоянке. «У меня забрали автомобиль и не возвращают, несмотря на решение суда — возмущается автомобилист. — Следователь говорит, что они проводят экспертизу доверенности. Зачем ее перепроверять, если ее уже признал суд».

Позиция МВД

В пресс-службе ГУ МВД России по Краснодарскому краю «Газете.Ru» сообщили, что в настоящее время в связи со сложившейся ситуацией возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 159 УК России «Мошенничество».

От разъяснений о ходе расследования, а также причин, почему автомобилисту не возвращают машину, несмотря на решение суда, в ведомстве отказались, сославшись на ст. 24 Конституции России, ст. 2, ст. 3 п.1 ст. 7 Федерального закона №152 «О персональных данных», ст.

161 УПК России «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования».

Мнение юристов

Адвокат Голубкова Семен Перминов рассказал «Газете.Ru», что за последний год к нему все чаще обращаются люди, которые покупают автомобили, ставят их на регистрационный учет в ГИБДД, а потом попадают в ситуацию, когда у них незаконно изымают машины. В дальнейшем автомобили становятся предметом следственных или судебных разбирательств.

Девушка из Ленинградской области несколько раз выходила на след угнанного Hyundai Solaris. По ее словам, в это время следователи бездействовали… →

«Это наводит на мысль, что у не совсем законно действующих лиц уже отработана схема отбора автомобилей у легальных собственников, — говорит Перминов.

— Как мы видим из дела Голубкова, даже наличие вступившего два месяца назад в законную силу решения суда не может стать гарантом защиты от произвола следственных органов.

Эти случаи отчасти обоснованы простотой перерегистрации транспортного средства без присутствия продавца.

Призываю всех не спешить при покупке удачного на первый взгляд автомобиля, а проверять его по VIN-номеру, а также по всем имеющимся базам на наличие ограничений.

Стоит связаться со всеми предыдущими собственниками этого автомобиля, указанными в ПТС, и удостовериться, что все они продали автомобиль легально и претензий не имеют».

В свою очередь, адвокат Марат Аманлиев считает, что автомобилисту нужно обращаться в суд с жалобой на действия следователя, который не возвращает ему конфискованный автомобиль.

«Тут важно понимать, как действующий на основании доверенности человек продал этот автомобиль — скорее всего, он указал себя в договоре купли-продажи как представитель продавца, — говорит Аманлиев. — В таком случае вести речь об угоне нельзя. Он имел полные полномочия продать эту машину.

И потерпевший, который обратился с заявлением об угоне, может только требовать возмещения со своего доверенного лица. Ведь наличие у человека доверенности на продажу автомобиля не означает, что он может присвоить себе все деньги за проданную машину.

Попавшим в подобную ситуацию автомобилистам следует оспаривать решение следователя об изъятии автомобиля и доказывать свое право собственности. В нашем случае речи об угоне быть не может, максимум это мошенничество, а точнее – присвоение и растрата. Получается, что человек смошенничал, не отдал деньги доверителю.

Но тот, кто заключал с этим человеком договор о купли-продаже, не мог этого знать и является добросовестным приобретателем».

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2018/01/17_a_11613158.shtml

«Мы кровью заработали эти авто, кредиты брали. Мошенники они, а мы, получается, быдло»

Можно изъять авто по уголовному делу в сфере мошенничества

«Тимер Банк», начав банкротить ульяновского автодилера, спохватился, что машины у него в залоге, и теперь отбирает их у простых покупателей

Поучительные для всех покупателей автомобилей иски рассматривают суды Ульяновской области. Три года поездив на приобретенных в местном автосалоне машинах, клиенты вдруг получили иски — выяснилось, что с авто не снят залог. Теперь люди обивают пороги, требуя возбудить уголовное дело о мошенничестве, но тщетно. О том, как не попасться в такую же ловушку, читайте в материале «БИЗНЕС Online».

«Тимер Банк», начав банкротить ульяновского автодилера, спохватился, что машины у него в залоге

В редакцию «БИЗНЕС Online» обратились жители Ульяновской области, которые приобрели автомобили, заложенные автосалоном «Автомир Техсервис» в АО «Тимер Банк». По мнению собственников машин, они стали жертвами финансового мошенничества, при этом банк не остался в стороне.

 Автомобили приобретались у ООО «Техцентр Автомир-Сервис» и ООО «АМС Моторс». Эти фирмы входят в состав в прошлом одного из крупнейших холдингов Ульяновска — АМС-групп ульяновского бизнесмена Сергея Полбина. По данным справочного сервиса «Контур.

Фокус», ООО «АМС» было создано в апреле 2015 года, собственниками компании являются Юрий Кошкин (владелец охранного предприятия «Ратибор», прежде входившего в холдинг «АМС-Групп») и владелец «Симбирской лесоторговой компании» (в прошлом — совладелец «ТД Техресурс», также ранее входившего в холдинг «АМС-Групп») Владимир Новичков. Сейчас компания находится на завершающей стадии банкротства — введено конкурсное производство.

«Являясь официальным дилером автомобилей Ford, ООО „Техцентр Автомир-Сервис“ взяло кредит в ПАО „Тимер Банк“ под залог 7 машин марки Ford.

После чего продал эти автомобили физлицам, убедив их, что машины не находятся у третьих лиц, введя тем самым покупателей в заблуждение», — формулирует свою позицию сын пострадавшего Радик Хамидуллин. Его отец Талип Хамидуллин приобрел Ford Fiesta 21 июля 2016 года.

В договоре купли-продажи в пункте «Права и обязанности продавца» прописано: «Передать покупателю товар, свободный от третьих лиц». Покупатели были спокойны, у них не возникало даже мысли пробить машину на сайте судебных приставов. «Раньше никто так не делал! Даже не думал об этом!» — уверяет Хамидуллин. И очень зря.

Оказалось, что в апреле 2016 года ООО «Техцентр Автомир-Сервис» кредитовалось у казанского банка АО «Тимер Банк» под залог этих авто, но деньги от продажи машин салон банку не перечислял.

Процедура банкротства автосалона началась в 2017 году, и инициировал ее именно «Тимер Банк», обратившись с иском в суд о взыскании 54 млн рублей. А в апреле 2019 года на купивших три года назад автомобили покупателей посыпались иски от банка с требованием вернуть автомобили, которые, как выяснилось, находятся в залоге. 

Гражданские суды проходят в Ульяновской области. Но среди потерпевших нашлась и жительница Ульяновска с татарстанской пропиской — Марина Албутова. Женщине пришлось идти по требованию в Дрожжановский районный суд РТ.

И это единственный суд, где дело пока находится в подвешенном состоянии. В судах Ульяновской области решения выносятся неоднозначные.

К примеру, по одному иску Засвияжский суд Ульяновска удовлетворил иск «Тимер Банка», постановив потерпевшему Максиму Дмитриеву автомобиль  вернуть. Мотивацию суда участники описывали так: «Вы должны были проверить, находится автомобиль в залоге или нет, сами».

А Димитровградский городской суд в удовлетворении аналогичного иска банку отказал. У Талипа Хамидуллина появился шанс оставить автомобиль себе. Но «Тимер Банк» намерен обжаловать это решение. 

Албутова на своем заседании в Дрожжановском районном суде РТ ходатайствовала об отложении дела до решения о возбуждении уголовного дела. Суд удовлетворил ее просьбу, но в Ульяновском МВД, говорит женщина, расследование начать не торопятся.

 «Они [„Тимер Банк“, техцентр „Автомир-Сервис”] чувствуют себя комфортно, так как уверены, что уголовное дело в отношении них возбуждаться не будет — МВД Ульяновской области признает их действия в рамках гражданско-правового права, а не уголовного, что в корне неверно», — убеждает нас и Радик Хамидуллин.

Пострадавшие бьются во все двери — на днях ходили на прием к начальнику УМВД по Ульяновской области Андрею Мишагину. «Решайте свои дела в суде, это гражданско-правовые отношения», — цитирует Албутова слова Мишагина. На этой неделе заявление владельцы авто подали и в Генпрокуратуру.

«И если факт мошенничества подтвердится, если органы следствия найдут, куда были потрачены кредитные деньги [если выяснят, что не туда, куда надо], то МВД возбудит уголовное дело», — надеются потерпевшие. 

Три года поездив на купленных в ульяновском автосалоне автомобилях, владельцы вдруг получили иски — выяснилось, что с машин не снят залог

Обманутыми оказались не только покупатели авто. Свой Ford Fiesta стоимостью 735 тыс. рублей Албутова приобрела через автокредит Сетелем Банка, который прокредитовал ее на 500 тыс. рублей, приняв машину в залог. То есть автомобиль женщины был заложен дважды. Однако при регистрации машины в ГИБДД проблем не возникло.

«Я как-то ходила в банк узнавать, они говорят: „Если мы будем всех проверять, никому кредит не выдадим“. А в договоре залога четко написано: „Дважды машина не может быть в залоге“. Но получается, она была дважды — в „Тимер Банке“ и в Сетелем Банке! Выходит, Сетелем Банк тоже нарушитель!» — делает вывод собеседница издания.

Среди проданных машин были также Ford Kuga и Ford EcoSport. Пострадавшие говорят и о двух владельцах Mazda, с которых также в судебном порядке спрашивали автомобили. В отношении одного владельца суд вынес решение в пользу «Тимер Банка», а собственник второго и вовсе успел свою Mazda перепродать. И это оказалось спасением.

Если успел продать, говорят потерпевшие, суд у «добросовестного покупателя» не отнимает. «А мы недобросовестные покупатели!», — возмущается Албутова. По словам женщины, все пострадавшие тоже хотели перепродать свои авто, но у них не вышло — сейчас на имущество наложен арест по суду. «Мы собственной кровью заработали эти авто, кредиты брали.

Мошенники они, а мы, получается, быдло!» — возмущается Албутова. 

Свои претензии пострадавшие прежде всего адресуют владельцу автосалона Сергею Полбину. «Разговаривали с Полбиным, четыре месяца каждый день он нас кормит обещаниями. Договор цессии будет делать якобы», — рассказывает нам Албутова.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с Полбиным в мессенджере, на звонки он не отвечал: «Со слов директора, никаких мошеннических действий не происходило. Все клиенты останутся со своими машинами. Вопрос с банком будет урегулирован. Спасибо», — последовал ответ на наши вопросы.

«Директор» автосалона «Автомир Техсервис», о котором идет речь, это Алексей Романов. Сам Полбин сейчас находится в процедуре банкротства и как физическое лицо. Как указывает издание 73.online.

ru, ранее холдинг «АМС групп» Полбина был одним из крупнейших автомобильных дилеров региона, но в один момент его руководство позакрывало все свои автосалоны — сначала Volvo и Land Rover, а затем  — Honda и BMW. Последним стал автосалон, где как раз продавали автомобили марок Ford и Mazda.

АО «Тимер Банк» отказалось комментировать как сложившуюся ситуацию, так и обвинения в свой адрес.

Конкурсный управляющий ООО «Техсервис Автомир-Сервис» Евгений Носков считает, что факт аферы налицо. «Сказочники! Кто там отдаст деньги? — Носков просит пострадавших не верить словам Полбина и его обещаниям.

— Он сейчас ждет апелляцию, она все поставит в нужное русло. „Тимер Банк“, естественно, просит погасить задолженность. Общий долг автосалона к банку — 330 млн рублей».

Носков говорит, что имущество фирмы оценили в 110 млн рублей, но покупателей, увы, не нашлось.

Конкурсный управляющий выдвигает версию, что банк подал иски в отношении покупателей машин специально, чтобы они добились возбуждения уголовного дела. «Я не считаю, что банку нужны машины, на которых по три года проездили.

Банк именно со стороны хочет привлечь к уголовной ответственности.

Люди там годами копили… Я полностью поддержу потерпевших», — говорит Носков, утверждая, что к ответственности можно привлечь  руководителя фирмы, бухгалтерию и тех, кто продал автомобили. 

Гражданские суды проходят в Ульяновской области. Но среди потерпевших нашлась и жительница Ульяновска с татарстанской пропиской

Гендиректор ООО «Арена Авто» Евгений Замулин, которого мы попросили прокомментировать ситуацию, рассказал, что схем мошенничеств в этой сфере много. «Такая схема больше похожа на мошенничество „Тимер Банка“, если честно. Потому что знать три года и не следить за своими залогами — это уж очень некорректно, — считает Замулин.

— Я думаю, что здесь банк решил лишних денег заработать или еще что-то произошло. Но не салон». Замулин опасается, что банки могут просто вовремя не подавать в УФССП данные о том, что автомобиль заложен.

«Сможет ли банк доказать, что на момент покупки автомобиля эта информация была размещена? А это доказать уже практически невозможно», — говорит он.

По словам собеседника издания, после ситуации с мошенничеством в «ТрансТехСервисе» в их автосалоне ужесточили требования к продаже авто — для каждой машины отдельно распечатывается документ с официального сайта судебных приставов, который говорит о том, что новый или б/у автомобиль не находится в залоге. Напомним, в январе этого года возбудили уголовное дело в отношении менеджера отдела по продаже подержанных автомобилей ТТС Айрата Файзуллина. По версии следствия, он принимал автомобили клиентов для оценки и дальнейшей продажи, но машины перепродавались без ведома собственников в других точках города. «Сейчас практически весь автомобильный бизнес как на бомбе замедленного действия, потому что законодательство пока не может все предусмотреть. Такая проблема есть», — говорит Замулин. 

Рассказал наш собеседник и об угрозе хакеров в последнее время. «Мы уже столкнулись со следующей схемой — есть интернет-мошенники, которые за определенную плату могут на сайте судебных приставов стереть информацию о том, что машина в залоге, — говорит Замулин.

— Распечатывается документ, что на дату, например, на сегодня, на 14:30, автомобиль абсолютно чистый. А на следующий день он снова появляется в залоге. Мошенникам нужно дать только вин-номер автомобиля, они его находят на этом сайте и убирают эту информацию.

Причем стоимость за такую услугу достаточно невысокая, нам, по-моему, предложили за день 1 тыс. рублей». 

Старший юрист юридической фирмы «Шаймарданов, Ялилов и Сабитов» Алия Алтынбаева в беседе с нашим корреспондентом заметила, что в данном споре все зависит от того, могли ли граждане знать о наличии залога на момент приобретения автомобилей.

«Договор залога с банком был заключен 29 апреля 2016 года, а уже 30 апреля 2016-го банк подал уведомление нотариусу о наличии залога, — рассуждает юрист. — С указанной даты считается, что любой покупатель может узнать о наличии обременения. В противном случае любая перепродажа вещи постороннему лицу означала бы прекращение залога.

В этой ситуации банк нес бы риски, а залог становился бы бессмысленным. Соответственно, покупатель мог узнать о наличии залога при покупке автомобиля позже указанной даты. Конечно, при приобретении машины у крупного представителя, который выдает ПТС, заверяет об отсутствии обременений, у граждан отсутствовали сомнения, что автомобили могут быть заложены.

Более того, некоторые авто стали предметом последующего залога в других банках, что вселяло гражданам уверенность в чистоте сделки».

Впрочем, Алтынбаева добавляет, что задача удостовериться о наличии залога в реестре нотариуса на сайте reestr-zalogov.ru или запросить выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, согласно ст. 103.

7 Основ законодательства о нотариате, — задача покупателя движимого имущества.

«В каждом конкретном споре суды исследуют вопрос об объективной возможности покупателя узнать о наличии залога, и от этого обстоятельства зависит, прекратился залог для них или нет» — заключила собеседница издания.

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/433246

Правовая помощь
Добавить комментарий