Общество получило уведомление о вызове налогоплательщика

Уведомление о вызове налогоплательщика для дачи пояснений – Предприятие Инфо

Общество получило уведомление о вызове налогоплательщика

Рассмотрев Ваше уведомление, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

В уведомлении указывается на обязательность явки в налоговый орган руководителя и главного бухгалтера ООО «ХХХ». Между тем, ни подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, ни какая-либо иная норма не дает налоговым органам права вызывать в качестве представителей налогоплательщика каких-либо определенных лиц.

Данная норма дает налоговому органу право вызывать именно налогоплательщика, а не его руководителя. Согласно пункту 1 статьи 27 НК РФ руководитель организации является её законным представителем.

При этом право налогоплательщика на участие в налоговых отношениях через представителя (подпункт 6 пункта 1 статьи 21 НК РФ и пункт 1 статьи 26 НК РФ) предполагает возможность такого участия не только через законного представителя, но и через уполномоченного представителя (статья 29 НК РФ).

Налоговый орган не вправе указывать налогоплательщику, кого именно из своих представителей тот должен выбирать в той или иной ситуации.

2.

4. Ответ на требование налогового органа дать пояснения о причинах низкой налоговой нагрузки и (или) о высокой доле налоговых вычетов

В Межрайонную инспекцию

ФНС России № __

по Санкт-Петербургу

Рассмотрев Ваше требование, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

1. Относительно требования пояснить причины «низкой налоговой нагрузки» ООО «ХХХ» поясняет, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит ни понятия «налоговая нагрузка», ни критериев, по которым она идентифицируется, как низкая или высокая. Ни один нормативный правовой акт не возлагает на налогоплательщиков обязанность давать налоговым органам пояснения по таким поводам.

Что касается Концепции планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, то данный документ не содержит обязательных норм и предписаний, не прошел регистрацию в Минюсте России и официально не опубликован, в связи с чем не влечет для Общества каких-либо правовых последствий.

2.

Относительно требования о представлении письменных пояснений «по высокой доле налоговых вычетов» ООО «ХХХ» поясняет, что подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусматривает право налоговых органов истребовать у налогоплательщика пояснения исключительно по тем вопросам, которые упомянуты в данной норме (при этом обязанность давать пояснения исключительно в письменной форме данная норма не предусматривает). Правом истребовать у налогоплательщика пояснения «по высокой доле налоговых вычетов» подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы не наделяет.

Действующее законодательство о налогах и сборах не содержит критериев, по которым доля налоговых вычетов идентифицируется, как низкая или высокая. Сами понятия «высокий» и «низкий» являются крайне субъективными.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять незаконные требования налоговых органов, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам.

2.

5. Ответ на уведомление налогового органа о вызове для представления объяснений причин низкой заработной платы

В Межрайонную инспекцию

ФНС России № __

по Санкт-Петербургу

Рассмотрев Ваше уведомление, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (при этом обязанность давать пояснения исключительно в письменной форме данная норма не предусматривает).

Из содержания данной нормы следует, что вызов в налоговый орган может быть связан исключительно с вопросами исполнения законодательства о налогах и сборах. Вызывать налогоплательщиков по иным поводам налоговый орган не вправе.

Как следует из Вашего требования, представителю Общества предложено явиться на заседание комиссии по вопросу повышения уровня оплаты труда работникам.

ООО «ХХХ» доводит до Вашего сведения, что вопросы оплаты труда являются сугубо внутренним делом Общества и его работников.

Общество обеспечивает своим работникам достойный уровень оплаты труда, соблюдая при этом государственные гарантии, предусмотренные статьей 130 ТК РФ. Вопросы оплаты труда не регулируются законодательством о налогах и сборах.

Следовательно, вызов представителя Общества в налоговый орган никоим образом не связан с целями, указанными в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Если Ваш налоговый орган располагает доказательствами нарушения трудовых прав работников ООО «ХХХ», то данную информацию следует адресовать органам Федеральной службы по труду и занятости.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 01.09.

2012 № 875 полномочия по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предоставлены именно этой службе, а не налоговым органам.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять незаконные требования налоговых органов, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам.

Учитывая изложенное, Ваше требование исполнению не подлежит.

2.

6. Ответ на уведомление налогового органа о вызове налогоплательщика для представления документов

В Межрайонную инспекцию

ФНС России № __

по Санкт-Петербургу

Рассмотрев Ваше уведомление, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

1. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Данная норма предполагает обязанность налогового органа четко обосновать мотивы вызова налогоплательщика, что подтверждается Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, согласно которому в уведомлении должно быть указано подробное описание оснований для вызова налогоплательщика.

В нарушение указанных требований в обжалуемом уведомлении налоговый орган приводит расплывчатую ссылку на некие ошибки, якобы выявленные им в расчете. Что это за ошибки, и каким образом они выявлены, налоговый орган не поясняет.

2.

Характер требований, содержащихся в обжалуемом уведомлении, идентичен содержанию пункта 3 статьи 88 НК РФ, регулирующему действия налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки.

В частности, заявляя о выявлении неких ошибок в расчете, представленном Обществом, налоговый орган указывает, что эти ошибки были выявлены им именно в ходе камеральной налоговой проверки.

Между тем, в ходе указанной проверки, а также по её результатам в адрес Общества не направлялось никакой информации о выявленных нарушениях и (или) ошибках, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 88 НК РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 Определения от 12.07.

2006 № 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более — обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

Данная правовая позиция корреспондирует разъяснениям ФНС России, приведенным в письме от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693 (ответ на 1-й вопрос):

«В случае если трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки истек, а все необходимые ответы на запросы и поручения, направленные в рамках проведения мероприятий налогового контроля, инспекцией еще не получены и при этом должностные лица налогового органа не установили факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе из-за отсутствия указанных ответов, камеральная налоговая проверка прекращается без составления акта.»

Таким образом, отсутствие со стороны налогового органа претензий в ходе камеральной налоговой проверки, а также несоставление им акта по результатам данной проверки, однозначно указывают на то, что никаких ошибок в расчете при проверке выявлено не было.

Данное обстоятельство неопровержимо указывает либо на ложность утверждения о якобы выявленных в ходе проверки ошибках, либо на то, что налоговый орган в нарушение пункта 2 статьи 88 НК РФ проводил камеральную налоговую проверку после истечения срока, установленного законом.

3. Обстоятельства, приведенные выше, свидетельствуют о попытке налогового органа осуществлять проверочные мероприятия вне рамок камеральной налоговой проверки и вне сроков, установленных для её проведения.

Правила проведения камеральной налоговой проверки, установленные статьей 88 НК РФ, не только предусматривают право налоговых органов истребовать у налогоплательщиков в определенных случаях документы и пояснения (пункт 3), но и ограничивают возможность реализации данного права сроком, установленным для проведения камеральной налоговой проверки (пункт 2 данной статьи).

Как отметил Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.11.

2009 № 10349/09, 3-месячный срок для проведения камеральной налоговой проверки является пресекательным, и истечение этого срока препятствует выявлению инспекцией фактов неуплаты налогов, принятию мер по их принудительному взысканию, как и является основанием для неисполнения налогоплательщиком предложений (требований) налогового органа о представлении пояснений и (или) документов.

Источник:

Уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений, как выглядит ответ

В данной статье речь пойдет о том, что из себя представляет налоговая система в РФ и как быть, если налоговые органы прислали уведомление. Для более точного понимания того, как в современной России обустроена налоговая система, следует для начала знать, что является налогом.

Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, который в принудительном порядке взимают с граждан и организаций для формирования части государственного бюджета, дабы развивать и поддерживать стабильное функционирование государства.

В РФ налоги подразделяются на 3 вида:

  • федеральные сборы (сюда относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль и т. д.);
  • сборы на региональном уровне;
  • сборы на местах.

Важно! Есть специальный свод документов, регулирующий деятельность ФНС и её взаимоотношения с налогоплательщиками. Все права и обязанности граждан, платящих налоги, закреплены в НК РФ.

Устройство ФНС Российской Федерации

Что делать, если было получено оповещение из налоговой

Что такое уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений и как быть, если вручение такого уведомления всё-таки произошло?

Причиной получения этого извещения могут быть некоторые расхождения в отчетностях, обнаруженные в ходе проверки или проведения камеральной инспекции. В такой ситуации при возникновении разного рода вопросов со стороны органов, они вправе потребовать объяснений от гражданина.

В каких случаях налоговая обязана уведомлять налогоплательщика:

  • Если в ходе проверки были обнаружены расхождения сведений, которые предоставил налогообязанный гражданин в ИФНС и теми сведениями, которые есть у самой инспекции.
  • Пояснения могут потребоваться при подозрении на уклонении от уплаты налогов и обнаружении незадекларированных доходов.
  • Также налогоплательщика могут вызвать в ИФНС с целью ознакомления с ходом камеральной проверки.
  • У ИФНС возникает необходимость предоставления гражданином дополнительной поясняющей документации.

Что такое уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений

Ответ на требование о предоставлении документов в налоговую, образец

Это уведомление выглядит следующим образом.

Уведомление о вызове для дачи пояснений

В самом его верху можно увидеть шапку, в которой прописано полное наименование вызываемого в инспекцию предприятия, ФИО предпринимателя или физического лица. В основной части налогового уведомления хранится информация о том, куда вызывают, точный адрес и время посещения, описание требуемых документов, причина вызова, контактный телефон и данные о сотруднике ИФНС для обращения.

Шапка извещения

Ответ на уведомление о вызове налогоплательщика в налоговую (образец)

Наилучшим вариантом будет всё же дать разного рода пояснения, обязательно с подкреплением слов нарушителя посредством документации, свидетельствующей о правдивости.

После получения такого уведомления следует не медлить с ответом, так как дается срок всего лишь в 5 дней на то, чтобы плательщик налогов или явился лично, или дал какие-то объяснения в письменной форме. В противном случае предусмотрена ответственность за неявку в налоговую по уведомлению.

Чем грозит отсутствие разъяснений, прогул и неявка в налоговую? Зачастую это приводит к доначислению налога или штрафам, более серьезной ответственности за это не грозит за редким исключением. Итак, как же правильно отвечать на уведомление?

Письмо в налоговую о разъяснении — образец

В ответах отсутствует четкая структура, так как требования налоговой всегда разнятся. Можно отвечать и в произвольной форме, потому что требуется лишь аргументация на возникнувшие претензии.

Но составляя объяснения, нужно использовать официальный стиль общения, ведь информация передается в государственную структуру.

Вот несколько базовых правил при составлении пояснений на уведомление из налоговой.

Источник: https://gyroscooter-72.ru/drugoe/uvedomlenie-o-vyzove-nalogoplatelshhika-dlya-dachi-poyasnenij.html

Истребование документов налогоплательщика налоговым органом

Общество получило уведомление о вызове налогоплательщика

 В своем письме от 09.10.2015 № ЕД-4-2/17621 Федеральная налоговая служба России дала разъяснения по следующему вопросу:

В соответствии с положениями ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Налогоплательщик обязан представить документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

При этом налогоплательщик должен учитывать положения п. 4 ст. 93 НК РФ по тексту, которого оговорено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

Кроме того, налогоплательщикам необходимо помнить, что в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

При этом указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы (п. 5 ст. 94 НК РФ).

Истребование документов для подтверждения обоснованности расходов

Далее по тексту письма ФНС обращает внимание на то, что в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Так, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Исходя из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12.10.

2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» в качестве одного из оснований для признания налоговой выгоды необоснованной признаются действия налогоплательщика при ведении хозяйственной деятельности без должной осмотрительности и осторожности, при том, что ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать такие обстоятельства, как невозможность реального осуществления операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия материально-технических и трудовых ресурсов.

Таким образом, для проверки обоснованности заявленных расходов налоговый орган в рамках проводимой выездной налоговой проверки вправе запрашивать документы, подтверждающие реальность произведенных работ (оказанных услуг), в том числе осуществленных силами контрагента или собственными силами налогоплательщика, а также документы, подтверждающие соблюдение налогоплательщиком должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и заключении договоров.

Истребование документов — официальная позиция

Кроме вышеизложенного, налогоплательщик должен знать, что на сегодняшний день нет официальной позиции по одному из важных вопросов: «обязан ли налогоплательщик представлять документы, не относящиеся к проверяемому периоду, и можно ли применить к нему меры ответственности за непредставление таких документов?».

Источник: http://apgmag.com/istrebovanie-dokumentov-nalogovym-organom/

Вызов в налоговую для дачи пояснений

Общество получило уведомление о вызове налогоплательщика

Вызов в налоговую для дачи пояснений — это право налоговых органов, урегулированное пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Кого и почему вызывают, как это происходит, что будет, если не явиться в ИФНС? Когда из налоговой приходит требование о даче пояснений и что делать после получения этого документа? На эти вопросы ответим в нашем материале.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Обозначенное выше право налоговики могут реализовать в отношении:

  • налогоплательщиков;
  • плательщиков сборов;
  • налоговых агентов.

Их вызывают в налоговую для дачи пояснений по:

  • полноте и своевременности уплаты (удержания плюс перечисления) ими тех или иных обязательных платежей;
  • налоговой проверке, скажем, чтобы выяснить позицию проверяемого лица относительно выявленных проверкой нарушений;
  • в других ситуациях, которые касаются исполнения фискального законодательства. Например, если есть факты и обстоятельства, которые свидетельствуют, что налогоплательщик получил необоснованную выгоду.

Как происходит вызов

Вызов налогоплательщика для дачи пояснений происходит на основе уведомления. Адресат получает его одним из следующих способов:

  • по почте заказным письмом;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • лично в руки (представителю) под расписку.

При использовании электронного варианта налогоплательщик по п. 5.1 ст. 23 НК обязан сформировать и послать налоговикам электронную квитанцию о приеме уведомления (либо, при технических сбоях, проинформировать об отказе в приеме).

Это нужно сделать в течение 6 рабочих дней после того, как ФНС прислала уведомление о вызове налогоплательщика. В противном случае через 10 рабочих дней после истечения указанного срока фискальщики по п. 3 ст.

76 НК могут инициировать приостановление операций по банковским счетам.

Что собой представляет уведомление о вызове налогоплательщика для дачи пояснений

Обозначенное уведомление о вызове налогоплательщика имеет письменную форму, которая установлена Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Это форма по КНД 1165009, которая включает следующие сведения:

  1. Идентификационные данные лица, по которому нужны пояснения.
  2. Название и номер документа.
  3. Его дата.
  4. Наименование фискального органа.
  5. Правовое обоснование вызова (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК).
  6. Адрес и номер комнаты, куда нужно явиться.
  7. Дата и время или приемные дни и часы, когда это нужно сделать.
  8. Подробное описание причин вызова.
  9. Подпись исполнителя, плюс его должность, Ф. И. О. и наименование инстанции.
  10. Контактный номер телефона.
  11. Сведения о том, кто получил документ.

Скачать образец можно будет в конце статьи.

Поскольку уведомление не содержит данных о том, кто именно должен явиться и дать пояснения, в случае с организацией их может дать как ее руководитель, так и представитель по доверенности. Таким образом компания может направить к налоговикам только своего юриста или бухгалтера.

Что будет при неявке в ИФНС

Игнорирование распоряжения или требования должностного лица ИФНС порождает ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Это может быть предупреждение либо административный штраф в 500–1000 руб. — для граждан и 2000–4000 руб. — для должностных лиц.

Однако выяснить, по какому вопросу вас вызывают, можно и заранее, созвонившись с исполнителем, от которого поступило уведомление. Порой на практике бывает достаточно направить налоговикам письменные пояснения.

Когда приходит требование из налоговой о предоставлении пояснений

Письмо из налоговой с требованием представления пояснений может прийти в следующих случаях:

  • в налоговой декларации найдены противоречия и ошибки;
  • компания отвечает одному (нескольким) рисковым критериям, которые фискальщики используют при планировании выездных проверок.

Полный перечень таких критериев приведен в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Например, там присутствуют следующие:

  • фискальная нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли;
  • в течение нескольких налоговых периодов в бухгалтерской или налоговой отчетности отражаются убытки;
  • отчетность содержит существенные суммы налоговых вычетов за определенное время;
  • расходы при реализации товаров (работ, услуг) растут быстрее доходов.

Что собой представляет данное требование

Это документ, установленный Приложением № 1 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, формы по КНД 1165050. Структурно он близок рассмотренному выше уведомлению, но есть и следующие отличия:

  1. В названии.
  2. В правовом обосновании (ст. 25.14, 88 или 105.29 НК).
  3. В сроке, в течение которого необходимо предоставить пояснения.

Скачать образец документа можно будет в конце статьи.

Что делать после получения требования

Если причиной требования стали ошибки и неточности в фискальных данных и расчетах, в ИФНС нужно направить копии документов по деятельности вашей компании либо партнеров (по необходимости) за период, который указан в требовании, плюс сопроводительное письмо с указанием количества его листов и нумерацией (когда их несколько). Копии документов прошивают и заверяют подписью руководителя и печатью организации.

Если же причиной требования стали те или иные рисковые критерии, работу фирмы нужно корректировать. Для этого можно провести финансовый анализ, проверить своих партнеров и схемы деятельности. При отсутствии позитивных изменений в деятельности компании налоговики могут посетить вас с проверкой.

Требование

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/vizov-nalogoplatelshika

Истребование налоговыми органами пояснений

Общество получило уведомление о вызове налогоплательщика

31.10.2016

С.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля. В Налоговый кодекс внесены изменения, повышающие ответственность налогоплательщика при исполнении полученных от налогового органа документов, связанных с истребованием пояснений.

Основаниям получения пояснений, способам представления пояснений и мерам принуждения, применяемым к налогоплательщику за неисполнение документов налогового органа, касающихся истребования пояснений, посвящено интервью с экспертом.

— В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений. Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) — это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

Следует обратить внимание, что ФНС России рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, пункт 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Пожалуй, общим для требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган является обязанность налогоплательщика, отнесенного к категории лиц, представляющих декларации в электронной форме, передать в налоговый орган через оператора по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) квитанцию о приеме указанных документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Порядок направления документов в электронной форме по ТКС утвержден приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов.

Датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) требования в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме.

— Напомните последствия, которые наступят в случае, если квитанция о приеме документов не будет отправлена?

Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган может привести к приостановлению операций по счетам в банке (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Решение налогового органа о приостановлении операций будет отменено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

Кроме того, ненаправление квитанции может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 200 рублей по пункту 1 статьи 126 НК РФ (непредставление документа в установленный срок).

— В каком порядке применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этому случаю относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

— Какие новые основания появились у налогового органа для истребования пояснений?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.

Главы 25.3, 32 НК РФ используют понятие «налоговые льготы» («льготы по сбору»), но представление декларации (расчета) не предусматривают.

Кроме того, новая редакция пункта 6 статьи 88 НК РФ затрагивает только организации и индивидуальных предпринимателей, а на физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, непосредственно не распространяется.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

— Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Из Налогового кодекса неясно, в отношении каких операций, по которым применены налоговые льготы, могут быть истребованы пояснения при камеральной проверке.

Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ). Хотя в правоприменительной практике есть примеры отнесения к налоговым льготам даже положений международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

В пункте 14 данного Постановления указаны налоговые льготы: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

В судебной практике есть примеры признания налоговой льготой:

  • положений подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность. По аргументации суда, данное освобождение является налоговой льготой, поскольку установлено в отношении не всех налогоплательщиков, оказывающих услуги (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2015 № Ф02-3231/2015, Ф02-3026/2015 по делу № А69-3560/2014);

Источник: https://taxcom.ru/about/news/fns_istreb/

Уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений, как выглядит ответ

Общество получило уведомление о вызове налогоплательщика

В данной статье речь пойдет о том, что из себя представляет налоговая система в РФ и как быть, если налоговые органы прислали уведомление. Для более точного понимания того, как в современной России обустроена налоговая система, следует для начала знать, что является налогом.

Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, который в принудительном порядке взимают с граждан и организаций для формирования части государственного бюджета, дабы развивать и поддерживать стабильное функционирование государства.

В РФ налоги подразделяются на 3 вида:

  • федеральные сборы (сюда относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль и т. д.);
  • сборы на региональном уровне;
  • сборы на местах.

Важно! Есть специальный свод документов, регулирующий деятельность ФНС и её взаимоотношения с налогоплательщиками. Все права и обязанности граждан, платящих налоги, закреплены в НК РФ.

Устройство ФНС Российской Федерации

Правовая помощь
Добавить комментарий