Оплата по общедомовому счетчику учета тепла

Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?

Оплата по общедомовому счетчику учета тепла

Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса).

Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил).

Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).

Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика “распределяется” между помещениями пропорционально их площади.

Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.

№ 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении).

Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д.

Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).

Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил.

В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д.

, это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.

Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст.

157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать.

Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.

Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета.

Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет.

По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. “Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)”, – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.

Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.

Источник: https://www.garant.ru/news/1202275/

Плата за отопление в квартире: формулы расчета тепловой энергии по счетчику и нормативу

Оплата по общедомовому счетчику учета тепла

Оплата услуг централизованного теплоснабжения стала существенной статьей расходов семейного бюджета жильцов квартир.

Соответственно, увеличилось количество пользователей, желающих разобраться в непростой методике начисления платежей за потребление тепловой энергии.

Постараемся дать четкое разъяснение, как рассчитывается плата за отопление в частном и многоквартирном доме согласно действующим нормативам и правилам.

Какой способ оплаты выбрать для расчета

Посчитать стоимость горячей и холодной воды, указанную в квитанции коммунального предприятия, довольно просто: показания квартирного счетчика умножаются на утвержденный тариф. Не так обстоит с теплом – порядок расчета зависит от ряда факторов:

  • наличие либо отсутствие домового измерителя тепловой энергии;
  • учитывается ли обогрев всех без исключения помещений индивидуальными счетчиками тепла;
  • как приходится платить – во время зимнего периода или круглогодично, в том числе летом.

Примечание. Решение о плате за отопление в летний период принимает местная власть. В РФ изменение способа начисления утверждается государственным органом управления (согласно постановлению №603). В остальных странах бывшего СССР вопрос может решаться другими способами.

Законодательство Российской Федерации (Жилищный Кодекс, Правила №354 и новое постановление №603) позволяет считать размер оплаты за отопление пятью различными способами в зависимости от перечисленных выше факторов. Чтобы понять, как рассчитывается сумма платежа в конкретном случае, выберите свой вариант из предлагаемых ниже:

  1. Многоквартирный дом не оборудован приборами учета, плата за тепло взимается в период оказания услуги.
  2. То же, но теплоснабжение оплачивается равномерно весь год.
  3. В жилом многоквартирном доме установлен коллективный счетчик на вводе, плата начисляется во время отопительного периода. В квартирах могут стоять индивидуальные приборы, но их показания не учитываются, пока теплосчетчики не регистрируют обогрев всех без исключения комнат.
  4. То же, с применением круглогодичных выплат.
  5. Все помещения – жилые и технические – оснащены приборами учета плюс на вводе стоит общедомовой измеритель потребленной тепловой энергии. Реализуется 2 способа оплаты – круглогодичный и сезонный.

Замечание. Жители Украины и Республики Беларусь наверняка найдут среди них подходящие варианты, соответствующие законодательству этих стран.

Схема отражает существующие варианты начислений за услугу централизованного теплоснабжения

О монтаже квартирных тепломеров и выгоде подобного учета рассказывается в отдельной статье.  Здесь мы предлагаем рассмотреть каждую методику по отдельности, дабы максимально прояснить решение задачи.

Вариант 1 – платим без теплосчетчиков в течение отопительного сезона

Суть методики проста: количество потребленного тепла и размер оплаты рассчитывается по общей площади жилища, учитывающей квадратуру всех комнат и подсобных помещений. Сколько стоит отопление квартиры в данном случае, определяет формула:

Здесь:

  • P – сумма, которую нужно оплатить;
  • S – общая площадь (указана в техническом паспорте квартиры либо частного дома), м²;
  • N – норма теплоты, выделяемая на обогрев 1 квадратного метра площади в течение календарного месяца, Гкал/м²;
  • T – тариф – цена 1 Гкал тепловой энергии.

Для справки. Тарифы на коммунальные услуги для населения устанавливаются государственными органами. Расценка на отопление учитывает стоимость производства тепла и содержания централизованных систем (ремонт и техобслуживание трубопроводов, насосов и прочего оборудования). Удельные нормы теплоты (N) устанавливаются специальной комиссией в зависимости от климата отдельно в каждом регионе.

Чтобы правильно провести расчет, узнайте в офисе компании – поставщика услуги величину установленного тарифа и норматива теплоты на единицу площади. Приведенная формула позволяет вычислить стоимость 1 кв.м отопления квартиры либо частного дома, подключенного к централизованной сети (вместо S подставьте цифру 1).

Пример расчета. В однокомнатную квартиру 36 м² поставщиком подается тепло по тарифу 1700 руб./Гкал. Норма потребления утверждена в размере 0.025 Гкал/м². Цена отопления в составе квартплаты за 1 месяц считается так:

P = 36 х 0.025 х 1700 = 1530 руб.

Важный момент. Приведенная методика действует на территории РФ и справедлива для зданий, куда нельзя установить общедомовые тепловые счетчики по техническим причинам. Если прибор учета можно поставить, но монтаж и регистрация узла не выполнена до 2017 года, то к формуле добавляется повышающий коэффициент 1.5:

Повышение стоимости отопления в полтора раза, предусмотренное постановлением №603, применяется также в случаях:

  • введенный в эксплуатацию общедомовой узел учета тепловой энергии вышел из строя и не отремонтирован в течение 2 месяцев;
  • теплосчетчик украден либо поврежден;
  • показания домового прибора не передаются в теплоснабжающую организацию;
  • не обеспечивается допуск специалистов организации к домовому счетчику с целью проверки технического состояния оборудования (2 посещения и более).

Вариант 2 – круглогодичное начисление без приборов учета

Если вас обязывают оплачивать теплоснабжение равномерно в течение года, а на вводе в многоквартирный дом не установлен узел учета, то формула расчета тепловой энергии принимает следующий вид:

Расшифровка задействованных в формуле параметров приведена в предыдущем разделе: S – площадь жилища, N – норматив потребления теплоты на 1 м², Т – цена 1 Гкал энергии.

Остается коэффициент К, показывающий периодичность внесения платежей в течение календарного года.

Значение коэффициента рассчитывается просто – число месяцев отопительного периода (включая неполные) делится на количество месяцев в году – 12.

В качестве примера рассмотрим ту же однокомнатную квартиру площадью 36 м². Сначала определяем коэффициент периодичности при длительности отопительного сезона 7 месяцев: К = 7 / 12 = 0.583. Затем подставляем его в формулу вместе с прочими параметрами: P = 36 х (0.025 х 0.583) х 1700 = 892 руб. придется платить ежемесячно в течение календарного года.

Если ваш дом не оборудован теплосчетчиком без документально подтвержденных причин, то формула дополняется повышающим коэффициентом 1.5:

Тогда плата за отопление рассматриваемой квартиры составит 892 х 1.5 = 1338 руб.

Примечание. В случае перехода на другой способ оплаты коммунальной услуги отопления (с круглогодичного на сезонный и наоборот) организация – поставщик производит корректировку — перерасчет ежемесячных выплат.

Вариант 3 – плата по общедомовому счетчику в холодный период

Данная методика применяется для расчета оплаты услуг центрального отопления в многоквартирных зданиях, где имеется общедомовой измеритель, и только часть квартир оборудована индивидуальными теплосчетчиками. Поскольку тепловая энергия поставляется на обогрев здания целиком, расчет все равно производится через площадь, а показания индивидуальных приборов не учитываются.

Разберем, как рассчитать стоимость отопления с выплатами в течение холодного периода:

Здесь:

  • P – сумма к оплате за месяц;
  • S – площадь конкретной квартиры, м²;
  • Sобщ – площадь всех обогреваемых помещений здания, м²;
  • V – общее количество теплоты, потребленной согласно показаниям коллективного счетчика в течение календарного месяца, Гкал;
  • T – тариф – цена 1 Гкал тепловой энергии.

Если вы хотите самостоятельно определить размер оплаты данным способом, придется найти значения 3 параметров: площадь всех жилых и нежилых комнат в многоквартирном доме, показания прибора учета на вводе тепловой магистрали и величину тарифа, установленного в вашей местности.

Так выглядит регистратор потребления теплоты многоквартирным зданием

Пример вычислений. Исходные данные:

  • квадратура конкретной квартиры – 36 м²;
  • квадратура всех помещений дома – 5000 м²;
  • потребленный за 1 месяц объем тепловой энергии – 130 Гкал;
  • расценка 1 Гкал в регионе проживания – 1700 руб.

Размер платежа за учетный месяц составит:

P = 130 х 36 / 5000 х 1700 = 1591 руб.

В чем суть метода: через квадратуру жилища определяется ваша доля оплаты за тепло, потребленное зданием за расчетный период (как правило, 1 месяц).

Вариант 4 – начисления по прибору учета с разбивкой на весь год

Это самый сложный для пользователя способ вычислений. Порядок расчета выглядит так:

  1. Определяется размер среднемесячного потребления тепла в соответствии с показаниями домового счетчика за прошлый год (Vгод), отнесенный к общей площади всех помещений здания, как предписывает формула. 
  2. Полученное значение Vср подставляется в формулу вычисления оплаты.
  3. Ежегодно производится перерасчет платежей с целью корректировки по следующей формуле.

Здесь Ргод и Ркв — суммы прошлогодних начислений по вводному теплосчетчику на все здание и конкретную квартиру соответственно, Рп — размер корректировки.

Приведем пример вычислений для нашей однокомнатной квартиры, учитывая, что за прошлый год общедомовой измеритель тепла насчитал 650 Гкал:

Vср = 650 Гкал / 12 календарных месяцев / 5000 м² = 0.01 Гкал. Теперь считаем размер платежа:

P = 36 х 0.01 х 1700 = 612 руб.

Примечание. Основная проблема – не сложность расчетов, а поиск исходных данных. Хозяин квартиры, желающий проверить правильность начисления оплаты, должен узнать прошлогодние показания общедомового счетчика либо заранее их фиксировать.

Вдобавок нужно выполнять ежегодную корректировку с привязкой к новым показаниям измерителя. Предположим, годовое потребление теплоты зданием выросло до 700 Гкал, тогда увеличение платежа за отопление нужно определять так:

  1. Считаем общую сумму платы за прошедший год согласно тарифу: Ргод = 700 х 1700 = 1190000 руб.
  2. То же, относительно нашей квартиры: Ркв = 612 руб. х 12 месяцев = 7344 руб.
  3. Размер доплаты составит: Рп = 1190000 х 36 / 5000 — 7344 = 1224 руб. Указанную сумму начислят вам в будущем году, после перерасчета.

Если потребление тепловой энергии уменьшится, то результат корректировочного расчета получится со знаком «минус» — организация должна уменьшить размер платежа на эту сумму.

Вариант 5 – теплосчетчики установлены во всех помещениях

Когда на входе в многоквартирный дом установлен коллективный счетчик, плюс организован индивидуальный учет тепла во всех помещениях, оплата в течение отопительного сезона определяется по следующему алгоритму:

  1. Вычисляется разница между расходами тепла, показанными общедомовым измерителем и всеми остальными счетчиками, вместе взятыми. Формула приведена ниже.
  2. Полученный результат подставьте в окончательную формулу и посчитайте ежемесячный платеж за отопление.

Зачем такие сложности? Ответ прост: показания доброй сотни индивидуальных приборов априори не могут совпадать с данными общего измерителя из-за погрешности и неучтенных потерь. Поэтому разница разбивается между всеми владельцами квартир в долях, соответствующих площади жилищ.

Расшифровка параметров, участвующих в расчетных формулах:

  • P – искомая сумма платежа;
  • S – квадратура вашей квартиры, м²;
  • Sобщ – площадь всех помещений, м²;
  • V – расход теплоты, зафиксированный коллективным измерителем за расчетный период, Гкал;
  • Vпом – потребленное за тот же период тепло, показанное вашим квартирным счетчиком;
  • Vр – разность между расходами, показанными домовым узлом учета и группой остальных приборов, стоящих в нежилых и жилых помещениях;
  • T – стоимость 1 Гкал теплоты (тариф).

В качестве примера расчета возьмем нашу квартиру 36 м² и предположим, что за месяц индивидуальный счетчик (либо группа отдельных измерителей) «накрутил» 0.6, домовой – 130, а группа приборов во всех комнатах здания дала в сумме 118 Гкал. Остальные показатели оставляем прежними (смотри предыдущие разделы). Сколько в данном случае стоит отопление:

  1. Vр = 130 — 118 = 12 Гкал (определили разность показаний).
  2. P = (0.6 + 12 х 36 / 5000) х 1700 = 1166.88 руб.

Когда требуется рассчитать величину круглогодичной платы за отопление, применяется идентичная формула. Только показатели расходов тепловой энергии используются среднемесячные, взятые за прошлый год. Соответственно, плата за израсходованную энергию ежегодно корректируется.

Почему жители соседних домов платят за тепло разные суммы

Данная проблема возникла вместе с введением различных способов оплаты – по квадратуре (нормативу), по общему счетчику либо по индивидуальным измерителям тепла.

Если вы просматривали предыдущие разделы публикации, то наверняка заметили разницу в величине ежемесячной платы.

Факт объясняется довольно просто: при наличии измерительных приборов жильцы платят за реально израсходованный ресурс.

Теперь перечислим причины, по которым квартирные хозяева получают платежки с разными суммами, невзирая на установленные в домах измерители тепла:

  1. Обогревом двух соседних зданий занимаются разные теплоснабжающие организации, для которых утверждены различные тарифы.
  2. Чем больше в доме квартир, тем меньше удается платить. Повышенные теплопотери наблюдаются в угловых комнатах и жилищах последнего этажа, остальные граничат с улицей только через 1 наружную стену. И таких квартир – подавляющее большинство.
  3. Одного счетчика на вводе в дом недостаточно. Необходим регулятор расхода – ручной либо автоматический. Арматура позволяет ограничивать подачу слишком горячего теплоносителя, чем грешат теплоснабжающие организации. А потом взимают соответствующую плату за услугу.
  4. Большую роль играет компетентность руководства, выбираемого совладельцами многоквартирного дома. Грамотный хозяйственник решит вопрос учета и регулирования теплоносителя в первую очередь.
  5. Неэкономное использование горячей воды, нагреваемой теплоносителем из централизованной сети.
  6. Проблемы с приборами учета от разных производителей.

Заключительный вывод

Существует множество причин появления больших сумм в счетах за отопление. Очевидная: строение с толстыми кирпичными стенами теряют меньше теплоты, чем железобетонные «девятиэтажки». Отсюда и повышенный расход энергии, фиксируемый счетчиком.

Но прежде чем браться за модернизацию (утепление) здания, важно наладить контроль и учет – установить тепловые измерители во всех комнатах и на подающей магистрали. Расчетная методика показывает, что подобные технические решения дают наилучший результат.

Источник: https://otivent.com/kak-rasschityvaetsya-plata-za-otoplenie

Поправки в Жилищный кодекс позволят платить за отопление по счетчику

Оплата по общедомовому счетчику учета тепла

Платеж за отопление является одной из самых больших сумм в квитанциях россиян, поэтому любые новации в этой области могут существенно повлиять на семейные бюджеты.

Теперь жители смогут пользоваться поквартирными счетчиками на батареях и оплачивать только фактическое потребление тепла без оглядки на соседей. Сегодня платить по индивидуальным счетчикам можно только в домах, полностью ими оборудованных.

В итоге один сломанный счетчик может лишить возможности платить только за потребленную энергию весь дом. Минстрой решил исправить эту несправедливость и подготовил поправки в Жилищный кодекс.

Сейчас за тепло по счетчикам платят собственники квартир в домах, где все квартиры и нежилые помещения оснащены приборами учета, а также количество тепла измеряется на входе в дом. Таких зданий в стране не так уж мало. “По данным правительства, их количество составляет около 20 процентов.

И практически все 20 процентов – это новостройки. С 2012 года все новостройки оборудуются индивидуальными приборами учета в обязательном порядке, зато в старых домах их практически нет”, – говорит Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы госуправления РАНХиГС.

Установлены региональные индексы повышения тарифов ЖКХ

При вселении в новый дом все жильцы платят по счетчикам. Но проходит год-два, и в соседях уже нет согласия. У одного прибор учета сломался, у второго пропущен срок поверки. А в итоге права платить по счетчику лишаются все и переходят на оплату по общедомовому счетчику тепла.

В июле Конституционный суд вынес постановление по жалобе Сергея Деминца, в доме которого сложилась такая ситуация. Из-за этого УК сделала перерасчет и заставила всех жильцов платить по общему счетчику, даже тех, у кого есть индивидуальные.

“Правила предоставления коммунальных услуг в определенной части не соответствуют Конституции.

Они ограничивают возможности человека, у которого легально установлен индивидуальный прибор учета по теплу, пользоваться им, если кто-то один или несколько собственников вывели свои счетчики из строя или не сделали поверку.

Страдает добросовестный человек, он не может использовать для оплаты показания своего прибора учета”, – говорит ведущий юрисконсульт направления “Городское хозяйство” Института экономики города Дмитрий Гордеев.

Тарифы ЖКХ будут увеличены в два этапа: сколько будем платить

В итоге суд предписал изменить законы. Во исполнение этого решения минстрой и разработал поправкив ЖК.

Разобраться в том, как считается отопление, не так уж просто. Хотя бы потому, что правила начисления платежей часто меняются. В них вносились изменения в 2012, 2013 и 2017 годах.

При этом существует несколько видов формул расчета в зависимости от того, имеется ли в доме центральная система теплоснабжения, есть ли счетчики и какие, платят ли собственники за тепло в отопительный период или платежи распределяются на весь год.

Так, в доме без счетчиков платеж зависит от площади помещения, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепло. При наличии общедомового счетчика расчет платы зависит от объема потребленной домом энергии. На каждую квартиру же платеж рассчитывается с учетом ее площади.

В домах, полностью оснащенных счетчиками, платеж состоит из двух частей: за тепло, потребленное внутри квартиры, и тепло, которое ушло на обогрев общедомовых помещений: холлов, лестниц и площадок.

Размер платы за отопление в многоквартирном доме должен рассчитываться на основании показаний в первую очередь индивидуального счетчика, а уже затем – общедомового

Если закон изменится, то в доме может появиться два типа собственников – которые платят по внутриквартирному счетчику и без него. По счетчику нужно будет платить за свое тепло и часть общедомового.

А без счетчика на каждого собственника также будет рассчитываться часть общих затрат тепла с учетом площади помещения квартиры и части затрат на отопление общих помещений дома.

Конкретные формулы расчета тепла для домов, в которых есть разные типы плательщиков за тепло, пока минстроем не подготовлены. Платеж по нормативу для домов со счетчиками не предусмотрен.

Поправки минстроя относятся в первую очередь к новостройкам. Они не стимулируют переходить на индивидуальные счетчики собственников старых домов

Поправки минстроя относятся в первую очередь к новостройкам, говорит Игорь Кокин. Они не стимулируют переходить на индивидуальные счетчики тепла собственников домов в старом фонде. Для них это может быть дорогим и невыгодным удовольствием.

Так как в таких домах разводка чаще всего не позволяет установить один счетчик на квартиру, это можно сделать только на каждую батарею. В результате затраты выше в несколько раз, чем в новых квартирах.

Кроме того, пользоваться личным счетчиком в квартире можно, только если есть общедомовой, что тоже проблема домов старого фонда. Возможным выходом могла бы стать программа капитального ремонта. “По ней не устанавливают счетчики в квартирах, так как это уже территория жильцов, – говорит Кокин.

– Иногда сложно добиться даже замены самих батарей”. Так что там, где до сих пор метры греют старые добрые чугунные батареи, изменений, скорее всего, не заметят.

Инфографика “РГ”: Леонид Кулешов/Ирина Жандарова

Игорь Кокин отмечает, что не всегда счетчик на тепло дает экономию. В домах, где норматив низкий, выгоднее платить по нему. Невыгодными счетчики оказываются для собственников небольших домов – малоэтажной застройки. А вот обладатели квартир в многоэтажках практически всегда снижают размер платежей при переходе на счетчики.

Сергей Степашин раскрыл планы по расселению аварийного жилья

Счетчики несут выгоду жителям тех домов, которые расположены далеко от котельной. Доставка теплоносителя по трубам сопровождается потерями в сети, но эти теплопотери оплачивает конечный потребитель.

С владельцами счетчиков это не происходит. Кроме того, собственники без счетчиков платят за соседей, например тех, что присоединили к своей жилой площади балкон и не согласовали его.

Ведь платежи начисляются в зависимости от площади квартир в документах.

Стоимость самых простых и доступных механических теплосчетчиков начинается от 3,5 тысячи рублей, однако это не полная стоимость, так как этот тип счетчиков требует еще установки фильтра для воды.

Поэтому иногда выгоднее поставить более дорогой вариант прибора учета. К примеру, ультразвуковой. Он, кстати, считается более точным. Стоимость таких счетчиков начинается от 6 тысяч рублей и может достигать 30 тысяч.

Другие типы счетчиков, например вихревой, распространены у нас меньше.

Лучше, если счетчик будет считать тепло в гигакалориях, так как именно в этом виде показания принимает управляющая компания. В противном случае каждый месяц придется пересчитывать киловатты в час, мегаватты в час и гигаджоули по формуле.

Кроме непосредственно счетчиков в России распространены распределители. Это не совсем счетчики, они учитывают не гигакалории, а объем тепла, прошедший в помещение. По распределителям также можно рассчитывать тепло индивидуально на каждую квартиру, если такими приборами оснащено более 50 процентов помещений, поясняет эксперт.

Источник: https://rg.ru/2018/11/21/popravki-v-zhilishchnyj-kodeks-pozvoliat-platit-za-otoplenie-po-schetchiku.html

Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

Оплата по общедомовому счетчику учета тепла

На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

  • оплачивать за потребление ресурса по факту;
  • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
  • фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

Что такое ОДН и как это рассчитывается?

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий.

Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки.

В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома.

Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

  • централизованного теплоснабжения;
  • централизованного водоснабжения;
  • централизованного газоснабжения;
  • другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

  • мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
  • максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
  • максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Нужно ли проводить общее собрание собственников

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Согласно п. 5 статьи 9.

16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

  • для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц — 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. — 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 – 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

Если собственники отказываются платить за установку

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости.

Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

Одпу — первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

В продолжение статьи:

Почему правительство поняло, что без автоматизации ЖКХ никогда не выберется из долгов

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

 Передача показаний приборов учета

Источник: https://uchet-jkh.ru/publikacii/kto-obyazan-ustanavlivat-obschedomovye-pribory-ucheta.html

Правовая помощь
Добавить комментарий