Основные правила транскрибирования русского языка

Порядок транскрибирования текста

Основные правила транскрибирования русского языка

♦ Переписатьтекст, оставляя между словами пробелыв 2-3 раза больше, чем обычно, и пробелмежду строчками в одну строку.

♦ Впробелах между строчками, предназначеннымидля транскрипции, поставить знак «границатекста»: […].

♦ Прочитатьтекст и на строках для транскрипциирасставить на конце фраз знак«продолжительная пауза»: ||.

♦ Прочитатькаждую фразу и на строках для транскрипциирасставитьвнутри фраз на конце тактов знаки«непродолжительная пауза»: |

.

♦ Встихотворных текстах на границе строфы,не совпадающей с границей такта, ставитсязнак «короткая пауза»: ].

♦ Прочитатькаждый такт, следуя за реально произносимымиударными слогами, и в графической записирасставить над буквами, обозначающимиударные гласные звуки, ударения:'

♦ Вграфической записи безударные словаприсоединить к ударным с помощью знака«присоединительная скобка», например:в ̮ небе, за ̮ морем, там ̮ же.

  • Над графической записью поставить знак j, обозначающий звук [j] специальными буквами «е», «ё», «ю», «я», («и»).

Запомни!Этобывает в трех случаях:

  1. Е, Ё, Ю, Я в абсолютном начале слова: ель [jэл ’], ёж j°oш], юг [jук], яд [jam];

  2. Е, Ё, Ю, Я после гласных букв: боец [боjэц], моё [моj°о], строю [cmp°оj°y], маяк [моjак];

  3. Е, Ё, Ю, Я, И после разделительных

ЬиЪ:

съел[cjэл],подъём [п αdj°ом],вьюга [в j°угъ],свинья [св уинjа[,соловьи[сълαвjи].

  • Римскими цифрами обозначить позиции безударных слогов по отношению к ударным.
  1. позиция – а) первый предударный слог (вода)',

б) абсолютное начало слова (апельсин)',

в) гласные, не разделенные согласными(поэтесса).

  1. позиция – остальные безударные слоги.

I II II II I II

Например:обороноспособность.

  • Выполнить транскрипцию в соответствии со следующей таблицей знаков для обозначения гласных звуков.

Обозначение в транскрипции гласных фонем в разных фонетических позициях

сильнаяпозицияI позицияII позиция
!подабс.послепослепослепосле
'ударением!началотвердогомягкоготвердогомягкого
слова
аааиэЪЬ
0ааиэЪЬ
эыэыэиэЪЬ
иИИИ
ыыЫ
УУУУУУ

Образецфонетической транскрипции:

Горитвосток зарёю новой.

[гар’йтвαст°дк зαр,0oj°yн°овъи\\

Ужна равнине по холмам

ушHърαвн’йн ’ь пъ ̮хαлмам

Грохочутпушки. Дым багровый

грхочуут п°ушк’ц||дьшбαгр°овыи\

Кругамивсходит к небесам

кругам’и,фсх°од’ип к ̮ н’ь6’иcaм\

Навстречуутренним лучам,

нафстр’эч’°%у утр’ьн ’им л°уч’ам\\]

Задания для самостоятельной работы

  1. Затранскрибируйте текст. Отметьте все позиционные чередования гласных и согласных фонем.

Вперёд!Без страха и сомненья

Наподвиг доблестный, друзья!

Зарюсвятого искупленья

Ужв небесах завидел я!

Смелей!Дадим друг другу руки

Ивместе двинемся вперёд,

Ипусть под знаменем науки

Союзнаш крепнет и растет(А.Н.Плещеев).

  1. Затранскрибируйте приведённые ниже слова. Укажите, какие фонетические процессы (законы) в области гласных здесь наблюдаются.

Старичок,жасмин, полевой, шалаш, оперативный,чернота, осенний, целиком, шерстяной,водяной, чеснок, жернова, еловый, пятаки.

  1. Чем отличаются ударные гласные в приводимых парах слов? Какая фонетическая закономерность здесь наблюдается?

Рад- ряд, гроза – грозя, шута – шутя, соло -сёла, вол – вёл, сад – сядь,лот- лёт, мат – мать, нос – нёс, мол – мёл, тук- тюк, колу – колю, лук-люк.

  1. Какие фонетические законы (явления) наблюдаются при произнесении согласных звуков в данных словах?

Надтрибуной, вселиться, сгореть, с Шурой,с бантиком, вскользь, с братом, к жене,низко, без шапки, в коробку, с досады,легче, изжить.

  1. Затранскрибируйте отрывок. Отметьте случаи оглушения (редукции и ассимиляции по глухости) звонких согласных.

Вругслышит прямо над собой

Старухи голос гробовой:

Встань,молодец: всё тихо в поле;

Тыникого не встретишь боле;

Япривела тебе коня;

Вставай,послушайся меня».

Смущённыйвитязь поневоле

Ползкомоставил грязный ров;

Окрестностьробко озирая,

Вздохнули молвил, оживая:

Ну,слава богу, я здоров!»(А. Пушкин).

6.Затранскрибируйте данные предложения.Отметьте случаи озвончения (ассимиляциипо звонкости) глухих согласных.

а) Сжатыегубы Тимоши не шевелились, сдвинутыеброви не расходились(И.Тургенев)

б)Волчата, все трое, крепко спали, сбившисьв кучу.

в)В саду служанки, на грядах, сбирали ягодув кустах

(АПушкин).

г)Я, видя, чтоон еще млад и неразумен, отдал его подначало отцу Пимену(А.Пушкин).

д)Мнекажется, что все это отговорки для тоготолько, чтоб ему жить здесь одному(Л.Толстой).

7.Затранскрибируйте предложения.Подчеркните все случаи и изменсниязубных в переднеязычные. Как называетсяэто позиционное изменение согласных?

а)Междуними величаво простерлась широкогрудаярека; бесшумно торжественно и неторопливотекут её воды…

б)Игнатрано утром уезжал на биржу, иногда неявлялся вплоть до вечера, вечером онездил в думу, в гости или еще куда-нибудь.

в) Посредине реки сшибаются волны двухсудов, бьются бортаих,и суда покачиваются.

г) Непреклоннои безжалостно было его лицо(М.Горький).

  1. Какой фонетический закон наблюдается при произнесении согласных в словах: гонщик, вагончик, мостик, бороздить, карманчик, винтик?

  2. Какой фонетический закон наблюдается при произнесении слов агентство, счастливый, праздник, невестка, голландский, альпинистский, шотландцы?

  3. Чем отличаются первые согласные звуки в словах сэр – сер, мэр – мера, нэп – нем, кэб – кепка?

  1. Докажите, что в следующих парах наблюдаются традиционные (исторические) чередования согласных звуков. Укажите варианты корней.

Река— речной, лугалужок,смехсмешить,ходить – хожу – восхождение, лететь -лечу,снег – снежный, другдружить- друзья, морозмороженое,холод – хладокомбинат – охлаждение,брызгатьбрызжу,пирогпирожок,ученикученица,рыбак – рыбачить, скука – скучать, носок- носка, лик – личный -лицо, отец – отца -отеческий, сыпать – сыплю, земля – земной,гребу – гребля, уголок – уголка, весло -вёсла, одышка – вздох – дух, круг -окружность, расписаться – роспись, топить- топлю, скука – скучать, лес – леший,любовь – люблю.

  1. На чём строится каламбур в афоризме К.Пруткова?

Приятнополаскать дитя или собаку, но всегонеобходимее полоскать рот.

  1. Укажите чередования звуков в корне. Какие из них являются позиционными, а какие – историческими? Укажите варианты корней.

Трава- травка, нога – ноге, рука – ручной, дневной- денёк, конец – конечный, село – сёла,пилапилят,полоскать – полощу.

  1. Затранскрибируйте отрывок из стихотворения Бориса Рыжего. Отметьте все случаи позиционных чередований звуков (гласных и согласных). Укажите исторические •и ридования в корнях слов.

Воти кончилось лето- кактихо оно шелестело

напрощанье листвой. Потому и стою оробело

вголом сквере моём, на засыпанной снегомдорожке,

поколено в любви и тоске. Подожди хотьнемножко,

хоть,немного,прошу. Я ещё не успел оглядеться

иприжаться щекой. Потому и хватаюсь засердце,

чтоне видел цветов твоих синих, и жёлтых,и алых –

несрывал их в бою комарином, в руках недержал их.

15.Затранскрибируйте текст, отметьте всеслучаи проявления звука [j]-

Ятебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттогочто лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттогочто я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттогочто я о тебе спою – как никто другой.

Ятебя отвоюю у всех других -у той, одной,

Тыне будешь ничей жених, я – ничьей женой,

Ив последнем споре возьму тебя – замолчи!-

Утого, с которым Иаков стоял в ночи(М. Цветаева).

  1. Затранскрибируйте текст. Отметьте знаки, передающие щелевые согласные. Опишите их артикуляцию.

Память- это волки в поле,

Убегают,бросив взгляд,-

Какпловцы в безумном кроле,

Озираютсяназад!(А. Вознесенский).

  1. Затранскрибируйте текст. Отметьте все транскрипционные знаки для переднеязычных и заднеязычных согласных.

Ужебыло начало июля, когда князь Андрей,возвращаясь домой, въехал опять в туберёзовую рощу, в которой этот старыйкорявый дуб так странно и памятнопоразил его.

Бубенчики ещё глуше звенелив лесу, чем полтора месяца тому назад,всё было полно, тенисто, и густо; и молодыеели,рассыпанныепо лесу, не нарушали общей красоты и,подделываясь под общий характер, нежнозеленели пушистыми молодыми побегами(Л.Н.Толстой).

  1. Распределите слова по группам в зависимости от фонетических процессов, происходящих с согласными звуками (ассимиляция, редукция, диереза).

Барабанщик,молотьба, сделать, холод, лестный, мороз,стог, гигантский, верность, сказка,сгорает, агентство, честность, шов,косьба, трубопровод, безвестный, пусть,вперед, кавказский, сверстники, впустую,князь, сбросить, вести, ненастные, грусть.

  1. Укажите звуковое значение буквы «з» в словах:

Золото,груздь, зелень, изморозь, без мужа, безжены, без зятя, без шурина, без сестры,без соли.

  1. Укажите звуковое значение буквы «я» в словах:

Пять,пятак, якорь, семья, объявление, заявка,моя, трясина, янтарь.

  1. В каждой строке подчеркните слова, в которых происходит:

а)оглушение (редукция) согласного звука;

б) ассимиляцияпо глухости согласного звука:

  1. лук, луг, картофель, капуста, огород, подсолнух, грядка;

  2. вкусный, суп, книга, котлета, соус, кетчуп, майонез;

  3. вперёд, вниз, вверх, назад, вместе, быстро;

  4. взгляд, голос, смех, волос, глаз, ножка, пятка.

  1. Затранскрибируйте пословицы. Отметьте все позиционные чередования гласных и согласных фонем.

Грамотеучиться – всегда пригодится.

Безтруда не вытащишь и рыбку из пруда.

Землюкрасит солнце, а человекатруд.

Ученьев счастье украшает, а при несчастьеутешает.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3537512/page:10/

Что такое транскрипция в русском языке – определение, примеры

Основные правила транскрибирования русского языка

Фонетическая транскрипция определяется несколькими способами:

  1. Совокупность знаков и условий их сочетаемости, назначение которых заключается в записывании произносительных норм.
  2. Транскрипцией также является начертание отдельного слова или выражения в соответствии с транскрипционными правилами.

Требуется разграничение между двумя базовыми понятиями: буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Цель транскрипции – записать звучащую речь. Записывание речевого акта при помощи транскрипции называют транскрибированием.

Транскрипционные правила

Как правило, транскрипция производится с учётом определённых принципов:

  1. Выполненная транскрипция записывается в квадратных скобках.
  2. В процессе транскрипции избегают написания заглавных букв, точек, запятых и прочих знаков, присутствующих в письменном тексте.
  3. Вместо знаков препинания паузы, в зависимости от длины, обозначаются следующим образом: / – краткая пауза, // – более длинная остановка (обычно совпадает с точкой и окончанием предложения).
  4. В многосложных словах (включающих 2 и более слогов) указывается акцент (ударение): [cугро́п].
  5. Иногда служебные слова примыкают к лексически значимым и объединены с ними одним ударением. В данном случае транскрибирование зачастую производится слитным образом: в сад – [фсат].

Транскрибирование согласных

  1. Мягкие согласные маркируются с помощью небольшой чёрточки сверху, называемой апострофом: небо – [н’эбо].
  2. Согласные буквы не всегда соответствуют звукам. В транскрипцию не вносятся буквы «щ» и «й»: щедрость – [ш’ːэ́дръс’т’], йод – [jо́т].

    Из примера видно, что «щ» всегда заменяется звуком «ш» мягким и длинным («:» обозначает долготу произнесения), а «й» заменяет латинская буква «j», в транскрипции называющаяся йотом (в школьной транскрипции обычно не используется и не заменяется, оставаясь «й»).

    Долгие звуки на письме также могут обозначаться надстрочным значком в форме длинной черты.

  3. Существуют постоянно мягкие и твёрдые согласные. Мягкость всегда приписывается буквам «ч», «щ», «й», а твёрдость – «ж», «ш», «ц».

Важно: 1) Исключение составляют некоторые заимствования, где наблюдается мягкий «ж»: жюри, имена Жюльен, Жюль. 2) Звуки [ч] и [j] обычно не обозначаются апострофом, хотя в ряде учебных пособий может указываться мягкость.

Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не присутствуют при транскрибировании, так как довольно несамостоятельны и в одиночестве не могут быть произнесены. Например: подъезд – [падjэ́ст], ночь – [но́ч].

Транскрибирование гласных

  1. В русском языке имеется 9 гласных букв, однако 6 гласных звуков. «Ё», «ю», «я» в транскрипции обозначаются как 2 звуковые составляющие: ё – [jо], ю – [jу], я – [jа]. Отдельно стоит заметить, что «е» не существует в качестве звука и подменяется [э]. Ясень – [jа́с’эн’], ёлка – [jо́лка], южный – [jу́жныj].
  2. «И» после мягкого разделительного знака приобретает йот: воробьи – вороб[jи].
  3. «У» преимущественно не видоизменяется в звуковой оболочке и всегда соответствует [у]: ухо – [уха], дуть – [дут’], окунуть – [акунут’], буду – [буду].
  4. «И», «ы», «а» могут не соответствовать аналогичной звуковой оболочке, для проведения транскрипции следует в большей степени обращать внимание на произнесение, а не написание.

Углубленное изучение транскрипции

Гласные в условиях углубленного изучения в высшей школе могут значить различные звуковые оттенки, поэтому обозначаются на письме разными значками:

  • «И» с оттенком «э» – иэ. Вместо «е» и «я» произносят иэ, когда они стоят в безударной позиции и после мягких согласных: леса – л[иэ]са, рябина – р[иэ]бина.
  • «Ы» с оттенком «э» – ыэ. После твердых шипящих [ж], [ш], [ц] «е» заменяется на ыэ: желать – ж[ыэ]лать, шептать – ш[ыэ]птать, цена – ц[ыэ]на. Исключается только слово «танцевать».
  • Редуцированный «шва» в безударной позиции – ə. Огромное множество звуком может подвергаться замене на «шва», когда те теряют чёткое звучание в процессе речи.
  • «Ер» – Ъ. Как правило, ставится после твёрдых согласных. Занимает позицию во 2-м (или далее) предударном слоге либо после ударных. Примеры: а (паровоз – п[ъ]ровоз), о (молоко – м[ъ]локо), е (желтизна – ж[ъ]лтизна).
  • «Ерь» – Ь. Обычно стоит после мягких согласных перед ударением, но не в 1-м предударном слоге, а также в позиции после ударения. Буквенное соответствие может быть различным: е (переход – п[ь]реход), я (рядовой – р[ь]довой), а (часовой – ч[ь]совой).
  • Так называемая «крышечка» – Λ. «О» и «а» в 1-м предударном слоге звучит в речи как «Λ»: вода – в[Λ]да, она – [Λ]на.

При определении звука важную роль играет сильная или слабая позиция. В зависимости от места, где стоит буква, выделяется и звук. В сильной позиции звуки сохраняют своё изначальное звучание и зачастую легко определимы, тогда как слабая позиция в большей степени размывает звуковые характеристики.

Источник: https://glav-inform.ru/chto-takoe-transkriptsiya-v-russkom-yazyke-opredelenie-primery/

Правила фонетического разбора

Основные правила транскрибирования русского языка

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков.

Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры.

Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы.

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с'им'й'а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с'им'й'а  ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с – [с], и – [и], м – [м'] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь – [–];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м – [м'];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т'эн':ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.

    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл'].

  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м'ач'], мел → [м'эл].

  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р'эб'ина], пятно → [п'итно], весело → [в'эс'ила], корова → [карова].
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й'а], ю → [й'у], е → [й'э], ё → [й'о] (под ударением) и я → [й'и], е → [й'и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й'и].
    Ручьи → [руч'й'и].
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударениемаоиэууоаэы
без ударенияааииууоэ, иэ, иы
в начале словааоий'эуй'уй'ой'аэы
после гласныхаоий'эуй'уй'ой'аэы
после ь, ъаой'ий'эуй'уй'ой'аэы
после ж, ш, цыоыыууоаэы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ': [л'], [с'], [ч'] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж], [ц].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки: [й'], [ч'], [щ'].

    Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.

  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки: [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й'].

  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой'эст].
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч'уства], солнце → [сонц'э].
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис].
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м'ил'ион], аллея → [ал'эй'а].

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з'д'элал].
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт'и], мягкий → [м'ах'к'ий']
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон'т'ик].
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан'ч'ик], сменщик → [см'эн'щ'ик].
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан'эшна], скучно → [скушна], что → [што].

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт'], уезжать → [уиж:ат'].
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а].
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв'озный'], лестница → [л'эс'н'ица].
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син'эва].
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ']:
    счастливый → [щ'асливый'], извозчик → [извощ'ик], перебежчик → [п'ир'иб'эщ'ик].

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему.

Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и].

По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

phoneticonline.ru — фонетический (звуко-буквенный) разбор слов

Источник: http://phoneticonline.ru/pravila.html

Транскрипция и правила чтения в английском языке

Основные правила транскрибирования русского языка

Транскрипция – это запись звучания буквы или слова в виде последовательности специальных фонетических символов.

Транскрипция может и не каждому интересна, но, без сомнения, полезна. Зная транскрипцию, вы без посторонней помощи правильно прочитаете незнакомое слово. На занятиях вы сами можете прочитать транскрипцию слова (например с доски), не переспрашивая окружающих, тем самым облегчая себе процесс усваивания лексического материала и т.п.

Поначалу будут ошибки в верном прочтении, т.к. всегда есть некоторые тонкости в произношении. Но это лишь дело практики. Чуть позже, при необходимости, вы сможете сами транскрибировать слова.

Транскрипция напрямую связана с правилами чтения. В английском языке не всё, что видится (буквосочетания), так и читается (как в русском и испанском, например).

Когда в учебниках (преимущественно отечественных) рассказывается о правилах чтения, большое внимание уделяется типу слога. Обычно описывается около пяти подобных типов.

Но такое подробное теоретическое изложение правил чтения не очень облегчает участь новичка, и даже может его ввести в заблуждение.

Необходимо помнить, что хорошее знание правил чтения – это большая заслуга практики, а не теории.

Вашему вниманию будут представлены основные правила чтения отдельных букв и буквосочетаний. “За кадром” останутся некоторые фонетические моменты, которые трудно передать на письме.

Немного терпения! И транскрипция, и правила чтения легко усваиваются за короткое время. Потом вы будете удивляться: “Как же стало просто читать и писать!”

Однако не забывайте, что, несмотря на своё широчайшее распространение, английский язык не перестаёт быть ЯЗЫКОМ, полным исключений, стилистических и прочих изысков. И на любом этапе изучения языка, а особенно на начальном, почаще заглядывайте в словарь.

Транскрипционные значки и их произношение

Символы.
Согласные звуки
Произношение звука
(аналогичное русское)
Символы.


Гласные звуки

Произношение звука
(аналогичное русское)
[ b ][ б ]Одиночные звуки
[ d ][ д ][ Λ ][ а ] — короткое
[ f ][ ф ][ a:][ а ] — глубокое
[ 3 ][ ж ][ i ][ и ] — короткое
[ d3 ][ дж ][ i: ][ и ] — долгое
[ g ][ г ][ o ]1[ о ] — короткое
[ h ][ х ][ o: ][ о ] — глубокое
[ k ][ к ][ u ][ у ] — короткое
[ l ][ л ][ u: ][ у ] — долгое
[ m ][ м ][ e ]как в слове “плед”
[ n ][ н ][ ε: ]как в слове “мёд”
[ p ][ п ]Дифтонги2
[ s ][ с ][ əu ]3[ оу ]
[ t ][ т ][ au ][ ау ]
[ v ][ в ][ ei ][ эй ]
[ z ][ з ][ oi ][ ой ]
[ t∫][ ч ][ ai ][ ай ]
[∫][ ш ]
[ r ]Мягкое [ р ] как в слове русский
[ оЗнак мягкости как в русской букве Ё (ёлка)
Звуки без аналогий в русском языке
[ θ ][ æ ]
[ ð ]
[ ŋ ]Носовой, на французский манер, звук [ n ][ ə ]4[нейтральный звук]
[ w ]

Примечания:

  1. Во многих школьных учебниках и в некоторых отечественных словарях этот звук обозначается как [ o ]. Но, в современных английских словарях этот звук принято обозначать как показано в таблице.

  2. Дифтонг – это сложный звук, в состав которого входят два звука. В большинстве случаев дифтонг можно “разбить” на два звука, но не на письме.

    Так как во многих случаях один из составляющих звуков дифтонга, если он употребляется отдельно, будет иметь иное обозначение. Например дифтонг [ au ]: отдельно такого транскрипционного значка как [ a ] – НЕ существует.

    Поэтому большинство дифтонгов обозначаются не совокупностью разных транскрипционных значков, а своим собственным знаком.

  3. Во многих школьных учебниках и в некоторых отечественных словарях этот звук обозначается как [ ou ], что более наглядно. Но, в современных английских словарях этот звук принято обозначать как показано в таблице.

  4. Этим знаком часто обозначают в транскрипции безударные гласные звуки, независимо от тех букв (сочетаний), которые этот звук дают.

Правила чтения

Английские слова имеют несколько типов слогов. Однако, для понимания всей системы, необходимо запомнить и различать следующие два типа: открытый и закрытый.

Открытый слог оканчивается на гласную: game, , stone – гласная буква в слове читается так же, как и в алфавите.

Закрытый слог оканчивается на согласную: pen, cat, bus – гласная буква в слоге даёт иной звук.

Ударение в транскрипции и словах обозначается вертикальной чёрточкой перед ударным слогом.

Одиночные гласные звуки

ЗвукПравила
[ e ]обычно даёт буква e в закрытом слоге: get [ get ], vet [ vet ]а также буквосочетание ea: dead [ ded ], pleasure [ ´ple3ə ]

Примечание: это же буквосочетание часто даёт звук [ i: ] (см. ниже)

[ i ]обычно даёт буква i в закрытом слоге: hit [ hit ], kill [ kil ]а также буква y в закрытом слоге: gym [ d3im ], cylinder [ ´silində ]

Примечание: эти же буквы в открытом слоге дают звук [ ai ] (см. ниже)

[ i: ]возникает в следующих буквосочетаниях: e + e (всегда): meet [ mi:t ], deep [di:p ];буква e в открытом слоге: tree [ tri: ], Steve [ sti:v ];в буквосочетании e + a: meat [ mi:t ], beam [ bi:m ]

Примечание: это же буквосочетание (ea) часто даёт звук [ e ] (см. выше)

[ o ]обычно даёт буква o в закрытом слоге: pot [ pot ], lottery [ ´lotəri ],
а также буква a в закрытом слоге после w: wasp [ wosp ], swan [ swon ]
[ o: ]возникает в следующих буквосочетаниях:
  1. o + r: corn [ ko:n ], fortress [ ´fo:trəs ]; more [ mo: ]
  2. почти всегда в a + u: fauna [ ´fo:nə ], taunt [ to:nt ]; исключение составляют лишь несколько слов, например, aunt
  3. Согласная (кроме w) + a + w : dawn [ do:n ], hawk [ ho:k ].
  4. всегда в буквосочетании a + ll: tall [ to:l ], small [ smo:l ]
  5. Буквосочетание a + ld (lk) также даёт этот звук: bald [ bo:ld ], talk [ to:k ]
  6. Нечасто, но можно встретить буквосочетание ou + r, дающее этот звук: pour [ po: ], mourn [mo:n ].
[ æ ]обычно даёт буква a в закрытом слоге: flag [ flæg ], married [ ´mærid ]
[ Λ ]обычно даёт буква u в закрытом слоге: dust [ dΛst ], Sunday [ ´sΛndei ].А также:ouble: double [ dΛbl ], trouble [ trΛbl ]ove: glove [ glΛv ], dove [ dΛv ]Примечание: но встречаются и исключения: move [ mu:v ] – (см. ниже);

flood [ flΛd ], blood [ blΛd ] – (см. выше)

[ a: ]возникает в следующих буквосочетаниях:
  1. a + r: dark [ da:k ], farm [ fa:m ] (см. примечание)
  2. регулярно буква a в закрытом слоге: last [ la:st ], father [ fa:ðə ] – поэтому необходимо сверяться со словарём, т.к. a в закрытом слоге традиционно даёт звук [ æ ] как в cat [ kæt ];
  3. согласная + alm также стабильно даёт этот звук: palm [ pa:m ], calm [ ka:m ] + примечание

Примечание: 1. очень редко a + r даёт звук [ o: ] warm [ wo:m ];
3. Редко: salmon [ sæmən ]

[ u ][ u: ]долгота этого звука в большинстве случаев варьируется по историческим причинам, нежели по орфографическим. То есть для каждого слова она определяется индивидуально. Эта разница в долготе не несёт огромной смыслоразличительной нагрузки, как в других звуках. И в устной речи её не нужно специально подчёркивать.
Данный звук возникает в следующих случаях:

  1. всегда o+o: foot [ fut ], boot [ bu:t ], took [ tuk ], moon [ mu:n ]
  2. после pu в закрытом слоге иногда даёт краткий вариант:
    put [ put ], push [ pu∫] (предыдущая буква всегда p) – (см. примечание)
  3. ou + согласная: could [ ku:d ], wound [ wu:nd ] ( но подобные случаи не часты).
  4. r + u+ согласная + гласная: prune [ pru:n ], rumour [ ru:mə ]

Примечание: 2. Но в подобных же случаях с другими согласными u почти всегда даёт звук [ Λ ] : cut [ kΛt ], plus [ plΛs ], punch [ pΛnt∫]

[ ε: ]возникает в закрытых слогах при следующих буквосочетаниях:

  1. всегда i /e /u + r (в закрытом слоге): skirt [ skε:t ], person [ pε:sən ] turn [ tε:n ], burst [ bε:st ] – (см. примечание)
  2. ea + r: pearl [ pε:l ], learn [ lε:n ]

Примечание: в отдельных случаях сочетание o + r после w даёт этот звук: word [ wε:d ], work [ wε:k ]

[ ə ]Нейтральный звук дают большинство неударных гласныхсочетаний гласных: famous [ feiməs ], computer [ kəmpju:tə ]

Гласные дифтонги

ЗвукПравила
[ ei ]обычно возникает в следующих случаях:

  1. a в открытом слоге: game [ geim], pale [ peil ]
  2. ai в закрытом слоге: pain [ pein ], rail [ reil ]
  3. ay (обычно в конце): pray [ prei ], hay [ hei ]
  4. ey (редко, но метко) обычно в конце: grey [ grei ], survey [ ´sε:vei ]

Примечание: 4. это же буквосочетание иногда даёт звук [ i: ]: key [ ki: ]

[ ai ]обычно возникает в следующих случаях:

  1. буква i в открытом слоге: fine [ fain ], price [ prais ]
  2. ie на конце слова: pie [ pai ], die [ dai ]
  3. буква y в открытом слоге: rhyme [ raim ], syce [ sais ] и на конце слова: my [ mai ], cry [ krai ]
  4. ye на конце слова: dye [ dai ], rye [ rai ]
[ oi ]обычно возникает в следующих случаях:
  1. oi (обычно в середине слова) – poison [ ´poizən ], noise [ noiz ]
  2. oy (обычно в конце) – boy [ boi ], alloy [ ´æloi ]
[ au ]возникает в следующих буквосочетаниях:
  1. o + w: how [ hau ], down [ daun ] – (см. примечание)
  2. o + u: round [ raund ], pout [ paut ]

Примечание: 1. это же буквосочетание часто даёт звук [ əu ] (см. ниже)

[ əu ]
  1. обычно даёт буква o в открытом слоге: stone [ stəun ], lonely [ ´l əunli ]
  2. буквосочетания o + w (обычно в конце слова): blow [ bləu ], crow [ krəu ] – (см. примечание)
  3. ou перед l: soul [ səul ], foul [ fəul ]
  4. oa+ гласная: coach [ kəut∫ ], toad [ təud ]
  5. old (как в открытом слоге): cold [ kəuld ], gold [ gəuld ].

Примечание: 1. слово-исключение: both [ bəuθ ];
2. это же буквосочетание часто даёт звук [ au ] (см. выше)

[ iə ]дают следующие буквосочетания:

  1. ea + r: hear [ hiə ], near [ niə ] – (см. примечание)
  2. e + r + e: here [ hiə ] , sere [ siə ]
  3. ee + r: deer [ diə ], peer [ piə ]

Примечание: 1. если за этим буквосочетанием идёт согласная, то возникает звук [ ε: ] – dearth [ dε:θ ]. Исключение – beard [ biəd ]

[ eə ]дают следующие буквосочетания:

  1. a + r + e: dare [ deə ], flare [ fleə ]
  2. ai + r: hair [ heə ], fair [ feə ]
[ aiə ]дают следующие буквосочетания:
  1. i + r + e: fire [ faiə ], hire [ haiə ]
  2. y + r + e: tyre [ taiə ], pyre [ paiə ]

Согласные звуки

ЗвукПравила
[∫]существует несколько буквосочетаний, которые всегда дают этот звук (помимо других):
  1. tion [∫ən ]: celebration [ ´seli´brei∫n ], tuition [ tju:´i∫n ]
  2. cious [∫əs ]: delicious [ dil´∫əs ], vicious [ ´vi∫əs ]
  3. cian [∫ən ]: musician [ mju:´zi∫ən ], politician [ poli´ti∫ən ]
  4. и, конечно, буквосочетание sh: sheep [ ∫i:p ], shoot [ ∫u:t ]
[ t∫]всегда возникает в:
  1. ch: chair [ t∫eə ], child [ t∫aild ]
  2. t + ure: creature [ ´kri:t∫ə ], future [ ´fju:t∫ə ]
[ ð ][ θ ]Эти два звука даются одним и тем же буквосочетанием th.Обычно, если это буквосочетание стоит в середине слова (между двумя гласными), то возникает звук [ ð ]: without [ wi´ðaut ]

И, если оно стоит в начале или конце слова, то возникает звук [ θ ]: thanks [ θænks ], faith [ feiθ ]

[ ŋ ]носовой звук возникает в буквосочетании гласная + ng:
sing [ siŋ ], hungry [ ´hΛŋgri ], wrong [ wroŋ ], hang [ hæŋ ]
[ j ]мягкость в звуке может возникать в одних случаях, и никак не проявляться в других аналогичных случаях, например super [ ´s u: p ə] (см. словарь):

  1. u в открытом слоге: mute [ mju:t ], huge [ hju:d3 ]
  2. ew: few [ fju: ], lewd [ lju:d ]
  3. если слово начинается на y + гласная: yard [ ja:d ], young [ jΛŋ ]

Источник: https://www.study.ru/article/fonetika-angliyskogo/transkripciya-i-pravila-chteniya

Правовая помощь
Добавить комментарий