Подследственность следователей военного следственного комитета

Подследственность военных следственных органов следственного комитета рф

Подследственность следователей военного следственного комитета

Предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, производить военным прокурорам и следователям военных прокуратур военных округов и флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы России, Московской городской военной прокуратуры и Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с соблюдением требований ст.

России.

Позиция обвинения: Уголовное дело расследовано военно-следственным отделом СК России по Архангельскому гарнизону законно, как и избранная ими форма предварительного расследования. При этом обвинение ссылается на положения подпункта 4.5 Приказа Председателя СК РФ Бастрыкина А.И. от 15.01.2011 г.

№ 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов СК РФ» (Далее Приказ), который, по мнению обвинения и суда, позволял следователям СКР расследовать все без исключения уголовные дела в отношении военнослужащих, несмотря на установленные УПК РФ ограничения, и во всех без исключения случаях дающим им право по всем категориям уголовных дел производить предварительное следствие.

В связи с очевидным противоречием положений Приказа УПК РФ стороной защиты Приказ был оспорен в Верховном Суде РФ в порядке главы 24 ГПК РФ.

Дело рассматривал судья Жудро К.С.

СК России подследственны все без исключения уголовные дела в отношении всех военнослужащих и по всем делам указанные следователи имеют право производить предварительное следствие. По его мнению, именно в этом заключатся смысл положений п. 1 ч.3 ст.150 и п.п. «в» п.1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ!

Стоит при этом заметить, что Приказ имеет две редакции, на что стороной защиты было обращено внимание председательствующего судьи, который лаконично пресёк: «Проехали!», и данный вопрос не был отражен в судебном решении.

Судя по принятому судьей решению, теперь военные следователи имеют право расследовать уголовные дела в отношении всех военнослужащих и производить предварительное следствие по всем без исключения уголовным делам.

Таким образом, указанным решением суда, по мнению защиты, упразднены ограничения правомочий военных следователей, предусмотренных п. 1 ч.3 ст.150 и п.п.

Подследственность военных следственных органов следственного комитета рф по г москве

Кроме того, территориальный (местный) признак подследственности обусловливается местом:

— совершения преступления;

— обнаружения преступления;

— нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

Предварительное расследование должно производиться в том районе, где совершено преступление. В случае, если преступление начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В целях обеспечения наибольшей быстроты и полноты расследования оно может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональный (личный) признак подследственности по уголовным делам характеризуется служебным положением лица, совершившего преступление, а также должностным положением обвиняемого.

Подследственность военных следственных органов следственного комитета рф по статистике

Альтернативный признак подследственности используется при определении подследственности по уголовным делам о мошенничестве, присвоении или растрате чужого имущества и ряде других преступлений, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК.

Разновидностью альтернативной подследственности можно считать отнесение уголовно-процессуальным законом уголовных дел об одних и тех же преступлениях к подследственности следователей разных ведомств. В частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.

208—210 УК (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества), указаны одновременно в перечнях уголовных дел, подлежащих расследованию и следователями следственного комитета при прокуратуре РФ, и следо–вателями органов внутренних дел (п. 1, 3 ч. 2 ст. 151 УПК).

ДСТВЕННОСТЬ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предварительное следствие следователями Следственного комитета Российской Федерации производится в соответствии с подследственностью, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:

— о преступлениях против жизни и здоровья — это убийства и все случаи неестественного наступления смерти (ст.ст.105-110, ч. 4 ст.111 УК РФ), ст. 120 УК РФ (принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации);

— о преступлениях против свободы, чести и достоинства личности (ст.126 УК РФ похищение человека, ст.127 УК РФ часть 2 и 3 — незаконное лишение свободы, совершенное при отягчающих обстоятельствах; торговля людьми и использование рабского труда ст.

б) следователям органов федеральной службы безопасности — уголовные дела о преступлениях, имеющих характер посягательств на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также о некоторых преступлениях против его экономической безопасности (контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм; организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон воздушного судна или судна водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др.). В том случае, если государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и утрата документов, составляющих государственную тайну, совершаются специальным субъектом, указанным в п. «в» п. 1 ч. 2 ст.

Компетенция различных органов следствия разграничивается на основе правил о подследственности– совокупности установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного следователя (ст. 151 УПК).

Выделяются следующие юридические признаки уголовного дела, на основе которых определяется его подследственность:

1) предметный (родовой);

2) территориальный (местный);

3) персональный (личный);

4) альтернативный (смешанный);

5) по связи уголовных дел.

Предметный (родовой) признакподследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями различных следственных органов: прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и т.д. (ст.

Указанные положения свидетельствует о том, что следователям СКР дела о преступлениях, совершенных указанными в этой норме должностными лицами и военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей и вне расположения части, соединения, учреждения, гарнизона, не подследственны.

2.В соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ по уголовным делам, предусмотренным ст.

112 УК РФ, производится дознание, что является определённой Уголовно-процессуальным законом РФ формой предварительного расследования. Настоящее уголовное дело возбуждено и расследовано по ст.

112 УК РФ (квалифицированный состав), что означало производство в обязательном порядке по данному делу дознания, а не предварительного следствия.

ж) дознавателям органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — преступления, связанные с уничтожением или повреждением имущества по неосторожности, нарушением правил пожарной безопасности, уничтожением или повреждением лесов;

з) дознавателям (следователям) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — уголовные дела, связанные с преступлениями против здоровья населения (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов и т.д.).

Территориальному (местному) признаку подследственности соответствует одно из общих условий предварительного расследования — место производства предварительного расследования.

УПК РФ,по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями:

Статья 105 УК РФ Убийство Статья 106 УК РФ Убийство матерью новорожденного ребенка Статья 107 УК РФ Убийство, совершенное в состоянии аффекта Статья 108 УК РФ Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление Статья 109 УК РФ Причинение смерти по неосторожности Статья 110 УК РФ Доведение до самоубийства Статья 111 УК РФ частью четвертой — Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего Статья 120 УК РФ Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации Статья 126 УК РФ Похищение человека Статья 127 УК РФ часть вторая — незаконное лишение свободы, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) утратил силу.

Источник: http://yuridiada.ru/podsledstvennost-voennyh-sledstvennyh-organov-sledstvennogo-komiteta-rf

Подследственность (ст. 151 УПК РФ)

Подследственность следователей военного следственного комитета

Проявления преступности многообразны. Таковой деятельностью занимаются люди всех слоев общества, территориальной дислокации, должностного положения. Этот фактор законодатель учел путем введения в УК понятия подследственности. Описано оно в ст. 151 УПК Российской Федерации (РФ). Это положение закона фактически распределяет обязанности между разными правоохранительными органами.

Статья 151 имеет важное практическое значение. УПК РФ в целом регулирует поведение процессуальных лиц. Они обязаны взаимодействовать, выполнять вмененные обязанности исключительно по установленным правилам. А нормы статьи помогают избегать конфликтов в вопросах передачи дел из одного учреждения/подразделения в другой. Имеются у ст. 151 УПК и иные функции.

Понятие

Ст. 151 УПК РФ напрямую не растолковывает слово «подследственность». Суть такового следует из логики кодекса. А именно определяет набор правил, по которым криминальные материалы распределяются между участниками правоохранительной системы для организации первичного следствия.

Подследственность бывает нескольких видов. Это связано с рациональностью организации разбора уголовных деяний. Виды подследственности таковы:

  1. Предметная. Связана с общественной опасностью совершенного деяния.
  2. Территориальная. Имеется в виду место совершения проступка, нахождения подозреваемого.
  3. Личная.
  4. Альтернативная.
  5. Взаимосвязанная.
  6. Вертикальная.

Разрабатывая нормы ст. 151 УПК законодатель учитывал необходимость предоставления сторонам процесса возможности избежать казусных, не правовых ситуаций. Поэтому в статью введено правило разрешения спорных вопросов. Такая функция передана прокуратуре (п. 8 ст. 151 УПК).

Под предметной подследственностью понимают передачу дел органам, указанным в кодексе. Определяющим фактором является опасность деяния для общества. Нормы подробно отражены в ч. 2-6 ст. 151 УПК РФ. Например, Следственному комитету (СК) передаются дела об убийстве, бандитизме, о некоторых посягательствах на половую неприкосновенность.

Территориальная подследственность выражается в том, что дело передается в подразделение, обслуживающее определенную местность. Расшифровывается понятие в 152-й статье УПК.

Информация о противоправном деянии уголовного характера должна передаваться в орган, работающий в месте совершения проступка. Причем, в данном случае учитывается и родовая подследственность.

То есть выбирается та часть правоохранительной системы, которой поручена работа с соответствующими материалами.

Существуют преступления многоплановой территориальности.

Начинает свою деятельность подозреваемый в одном городе, а последний эпизод происходит в другом. Иногда за тысячи километров от первого. В этой ситуации дело принято передавать по конечному адресу. Но решение принимает прокуратура. Вполне возможен вариант расследования по месту пребывания/жительства обвиняемого.

https://www.youtube.com/watch?v=d9rrRHqhLd4

Личная подследственность предполагает учет должностных полномочий подозреваемого в определении правоохранительного органа для проведения предварительного следствия. Так, СК проводит мероприятия в отношении провинившихся судей, адвокатов, прокуроров и следователей.

Об альтернативной подследственности говорится в п. 5 ст. 151 УПК. Согласно ее нормам, по некоторым делам предварительные материалы должен собирать тот орган, который выявил преступную деятельность. Перечень статей УК приведен тут же. То есть альтернативный вид касается не всех преступлений.

Подследственность по связи дел предполагает передачу материалов из одного органа в другой. Всеми эпизодами в отношении подозреваемого должен заниматься один следователь. Кроме того, они разбираются комплексно в судебной инстанции.

Определение: подследственность – это свод норм уголовного законодательства, регулирующий распределение полномочий между частями правоохранительной системы. Приведены таковые в ст. 151 УПК.

Связь с подсудностью

Цель следствия – это доведение материалов расследования до судебного разбирательства. Данная работа предполагает соответствие деятельности правоохранителей конституционным основам государства.

Дело в том, что судебная власть в РФ независима. Это одна из трех ветвей, призванных совокупно внедрять в жизнь принципы демократии.

Поэтому подсудность и подследственность конкретных уголовных дел связаны лишь отчасти.

Госорган, принимающий решение в отношении преступника, функционирует по отдельному закону. В определенном смысле суд стоит над процессом. Он должен обеспечить достижение справедливости. Судья ведет конкретное производство, одновременно, выполняя контрольную функцию. То есть он должен выявлять и исправлять ошибки других процессуальных лиц, в том числе правоохранителей.

Судопроизводство организовано на принципах территориальности. Россия – это федерация. В каждом субъекте действует система судов. Ее полномочия распространяются на территорию региона. Исключение является Верховный Суд РФ. Он принимает решения, обязательные для исполнения в пределах страны в целом.

Подследственность и подсудность пересекаются в последнем из указанных выше видов – вертикальном. Предварительное следствие передается в часть правоохранительной системы, соответствующую суду, где должен идти процесс. Речь идет о конечном перечне статей УК. Например, если провинился высший чиновник региона, то материалы отработают следователи соответственного управления СК.

В остальном соблюдаются принципы судебной власти. К производству учреждение принимает дела, относящиеся к территориальной компетенции. При выявлении дополнительных, в том числе экстерриториальных факторов, не передает его в иной орган. Разбирает до вынесения вердикта самостоятельно.

Решение по уголовному процессу инстанции, в чьи полномочия дело не относится, признается незаконным. Подать соответствующую апелляцию может одно из процессуальных лиц. Чаще всего имя является сторона защиты. Кроме того, законом дано право адвокату предъявлять обоснованный отвод суду. Последний принимает по нему решение.

Система органов дознания

Ст. 151 УПК распределяет полномочия в соответствии с тяжестью уголовных проступков, личностью правонарушителя, общественной опасностью деяний. В ее тексте указаны конкретные правоохранительные учреждения. А именно:

  • Следственный комитет (п. 2 пп. 1, п. 3 пп. 7);
  • Федеральная служба безопасности (п. 2 пп. 2, п. 4);
  • Органы внутренних дел (п. 2 пп. 3, п. 3 пп. 1);
  • пограничная служба (п. 3, пп. 3);
  • Федеральная служба судебных приставов (п. 3 пп. 4);
  • Госпожарнадзор (п. 3 пп. 6);
  • таможенный орган (п. 3 пп. 9).

Кроме того, законодательство дает право проводить предварительное следствие иным лицам в определенных условиях. К ним относятся капитаны судов, руководители исследовательских партий, главы посольств. Полномочия они приобретают в том случае, если по объективным причинам невозможно привлечь к расследованию правоохранителей.

Само понятие подследственности предполагает определенный набор полномочий. Причем таковой не связан с ее видом. Следователи обязаны возбудить дело, собрать доказательную базу. Они предварительно классифицируют деяние. То есть определяют статью УК, которой соответствует проступок. Это необходимо для предъявления обвинения. Окончательное решение принимается только в судебном процессе.

Кроме того, существует распределение обязанностей внутри правоохранительных органов. Дознавателям поручают работу с материалами небольшой тяжести. Если же совершен тяжкий проступок, то заявление идет в работе следователя. Таковое правило в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса напрямую не отражено. Оно описано во внутриведомственных актах.

Для понимания: законодательство дает право прокурору изменить подследственность (п. 8 ст. 151).

В тексте не указана причина и участники спора о том, кто будет разбирать заявление пострадавшего. Следовательно, прокуратура имеет формальное право изъять дело и поручить его предварительное расследование иному органу.

Распределение обязанностей между правоохранителями

Перечень преступлений, которые должен разбирать тот или иной орган, детально указан в пунктах рассматриваемой статьи. Как правило, порядок не нарушается. Так, подследственности СК подлежат такие виды уголовных проступков:

  1. Убийства. Дело может сразу поступить в комитет или быть передано ввиду открывшихся обстоятельств. Не всегда дознание однозначно квалифицирует убийство с первого момента.
  2. Доведение до самоубийства. Здесь сходная ситуация. Данного вида преступления трудно доказуемы. В СК материалы попадают, если появляется подозрение об участии в акте третьих лиц.
  3. Изнасилование. Таковое деяние сразу передается в СК. Основание – заявление пострадавшего лица. Некоторые иные посягательства на половую неприкосновенность.
  4. Тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними в отношении лиц, не достигших 18 лет. Это также сфера следователей СК.
  5. Любой проступок, совершенный должностным лицом правоохранительной системы. Имеются в виду работники самого СК, ФСБ, МВД и других компетентных органов.
  6. Причинение смерти по неосторожности. То есть любой вид смерти с наличием криминальных признаков приводит материалы в СК.
  7. Уголовное ущемление прав и свобод личности. Например, нарушение норм проведения плебисцитов. С таковыми заявлениями работают сотрудники СК.
  8. Некоторые случаи подрыва государственных устоев (делят обязанности с ФСБ).
  9. Преступления против нравственности, общественного здоровья.
  10. Некоторые криминальные посягательства в экономической сфере.
  11. Бандитизм. Дело может находиться в МВД. После определенной работы переквалифицироваться и быть переданным в СК.
  12. Преступные посягательства в экологической сфере.
  13. Криминальные нарушения в области эксплуатации транспорта.
  14. Уголовные деяния, совершенные должностными лицами органов местного самоуправления и госслужащими, подтачивающими устои власти. Самый распространенный случай – взяточничество.
  15. Покушения на правосудие и воинскую службу.
  16. Преступные посягательства на мир и безопасность человечества.

Кроме того, СК в рамках персональной подследственности работает с материалами, касающимися должностных лиц. К ним относятся все избранные люди от местного депутата до члена Совфеда, военные, прокуроры, разведчики и другие. Определяет подразделение руководитель комитета. А генпрокурор РФ в рамках госконтроля проверяет материалы, вносит коррективы, выдает задания.

Следователи ФСБ работают с информацией о таких преступлениях:

  • в экономической сфере;
  • террористический акт;
  • шпионаж;
  • измена;
  • посягательства на конституционный строй и безопасность государства;
  • против мира (ст. 353 -355, 359 УК).

Таможенные органы проводят предварительный сбор материалов в отношении посягательств в соответствующей сфере. К таковым относятся подведомственны дела о контрабанде, уклонении от внесения таможенной пошлины и другие. В компетенцию ССП отнесено расследование уголовных правонарушений, касающихся воспрепятствования работе судебных инстанций.

https://www.youtube.com/watch?v=3BLW5azEMtY

С остальными правонарушениями работают сотрудники МВД.

Следует отметить, что на их долю выпадает самый большой по численности объем расследований. По статистике, тяжких уголовных нарушений в стране происходит намного меньше, чем небольшой или средней тяжести.

Часть полномочий участников правоохранительной системы пересекается. Это определяется признаками, составляющими альтернативную подследственность. Орган, выявивший нарушение авторского права, обязан довести дело до суда. Иному участнику системы таковое не передается.

Иная ситуация, если в ходе расследования выявлены признаки вовлечения в криминальную деятельность несовершеннолетнего. Таковое деяние отнесено к компетенции СК. Значит, материалы передаются следователям Следственного комитета (п. 7). Такое же правило действует в отношении следующих нарушений УК:

  • несообщение об уголовном деянии (ст. 205.6 УК);
  • нецелевое расходование средств бюджета (285.1);
  • ложное сообщение о преступлении (донос);
  • отказ от дачи показаний (308);
  • ложная информация, предоставленная суду экспертом, переводчиком или специалистом (307);
  • принуждение к обману суда (309);
  • обнародование данных расследования (310);
  • раскрытие информации о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи (311), правоохранителя (320);
  • укрытие преступника (316).

Система подследственности создана так, чтобы распределить обязанности между участниками правоохранительных органов и, одновременно, организовать деятельное взаимодействие.

Первоначально заявление передается следователю учреждения, указанного в нормах закона. Однако, по выявленным обстоятельствам материалы могут быть отправлены в иное место.

Решение принимается прокурором, осуществляющим надзор по признаку территориальности.

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/prestupleniya/podsledstvennost-st-151-upk-rf

Подследственность следственного комитета

Подследственность следователей военного следственного комитета

В ходе производства предварительного расследования существуют предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством требования, позволяющие определить полномочия того или иного органа предварительного расследования, который имеет право на производство определенных процессуальных (следственных) действий, а также компетенцию данного органа предварительного расследования на производство предварительного расследования. Данное положение характеризуется подследственностью по уголовному делу. При производстве по уголовному делу все возникающие споры о подследственности разрешаются прокурором.

Подследственность уголовных дел — система юридических признаков уголовного дела, на основе которых можно определить орган, полномочный расследовать конкретное уголовное дело.

Различают следующие признаки подследственности:

1) предметный признак подследственности;

2) территориальный признак подследственности;

3) персональный признак подследственности;

4) по связи с делом.

Как правило, предметному признаку подследственности

соответствуют следующие положения:

— общественная опасность совершенного преступления;

— юридическая квалификация содеянного;

— сложность обстоятельств совершенного преступления для производства предварительного расследования.

Кроме того, предметному признаку подследственности соответствует ведомственный критерий подследственности.

Исходя из предметного признака подследственности устанавливаются перечни преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия или дознания.

Так, в ходе производства предварительного следствия уголовные дела могут быть подследственны следователям различных ведомств:

а) следователям Следственного комитета РФ — уголовные дела о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 151, среди которых дела о тяжких и особо тяжких преступлениях;

б) следователям органов федеральной службы безопасности — уголовные дела о преступлениях, имеющих характер посягательств на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также о некоторых преступлениях против его экономической безопасности (контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм; организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон воздушного судна или судна водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др.). В том случае, если государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и утрата документов, составляющих государственную тайну, совершаются специальным субъектом, указанным в п. “в” п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, то предварительное следствие проводится следователями органов федеральной службы безопасности;

в) следователям органов внутренних дел РФ — уголовные дела о преступлениях против государственной, муниципальной и личной собственности, здоровья граждан, общественной безопасности и общественного порядка и т.д. Весь перечень преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел, определен в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК;

г) следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — о преступлениях, связанных с контрабандой наркотических средств, незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой, сбытом наркотических или психотропных веществ и т.д. Весь перечень преступлений, подследственных следователям органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, определен в п. 5 ч.

Статья 151 УПК РФ. Подследственность

2 ст. 151 УПК.

При производстве дознания в соответствии с предметным (родовым) признаком уголовные дела подследственны:

а) дознавателям органов внутренних дел РФ — все уголовные дела, за исключением тех, которые подследственны другим органам дознания;

б) дознавателям пограничных органов ФСБ России — уголовные дела, связанные с нарушением законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, с незаконной добычей водных животных и растений и т.д. Весь перечень преступлений, подследственных дознавателям пограничных органов ФСБ РФ, определен в п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК;

в) дознавателям органов Федеральной службы судебных приставов — уголовные дела, связанные с преступлениями против правосудия, т.е. преступлениями, предусмотренными ст. 294 УК (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования), ст. 297 УК (неуважение к суду), ст. 315 УК (неисполнение приговора суда, решение суда или иного судебного решения) и т.д.;

г) дознавателям таможенных органов РФ — уголовные дела, связанные с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или с физического лица;

ж) дознавателям органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — преступления, связанные с уничтожением или повреждением имущества по неосторожности, нарушением правил пожарной безопасности, уничтожением или повреждением лесов;

з) дознавателям (следователям) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — уголовные дела, связанные с преступлениями против здоровья населения (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов и т.д.).

Территориальному (местному) признаку подследственности соответствует одно из общих условий предварительного расследования — место производства предварительного расследования. Кроме того, территориальный (местный) признак подследственности обусловливается местом:

— совершения преступления;

— обнаружения преступления;

— нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

Предварительное расследование должно производиться в том районе, где совершено преступление. В случае, если преступление начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В целях обеспечения наибольшей быстроты и полноты расследования оно может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональный (личный) признак подследственности по уголовным делам характеризуется служебным положением лица, совершившего преступление, а также должностным положением обвиняемого. Причем категория преступления не имеет значение.

Так, исходя из персонального (личного) признака подследственности при производстве предварительного расследования в форме предварительного следствия, уголовные дела будут подследственны:

а) следователям военно-следственных органов Следственного комитета РФ, которые расследуют уголовные дела о всех преступлениях, независимо от их категории, совершенных:

o военнослужащими по призыву или по контракту;

o гражданами, проходящими военные сборы;

o лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, гарнизона.

Кроме того, следователи военно-следственных органов Следственного комитета РФ вправе осуществлять производство предварительного расследования о преступлениях, которые были совершены в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований в связи с их служебной деятельностью;

б) следователям территориальных органов Следственного комитета РФ подследственны все уголовные дела о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, СВР России, ФСО России, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, таможенных органов, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Речь в данном случае идет о следующих категориях должностных лиц:

o членах Совета Федерации и депутатах Государственной Думы, депутатах законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатах, членах выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

o судьях Конституционного Суда РФ, судьях федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировых судьях и судьях конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжных или арбитражных заседателях в период осуществления ими правосудия;

o Председателе Счетной палаты РФ, его заместителях и аудиторах Счетной палаты РФ;

o Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

o Президенте РФ, прекратившем исполнение своих полномочий, а также кандидате в Президенты РФ;

o прокурорах;

o Председателе Следственного комитета РФ;

o руководителях следственных органов;

o следователях;

o адвокатах;

o членах избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

o зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

По связи с делом — представляет собой такой признак подследственности, который свидетельствует о том, что производство предварительного следствия производится теми органами предварительного следствия или дознания, которые выявили преступление. Речь в данном случае идет о ч. 5 ст. 151 УПК.

Подследственность и её виды

Компетенция различных органов следствия разграничивается на основе правил о подследственности– совокупности установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного следователя (ст. 151 УПК).

Выделяются следующие юридические признаки уголовного дела, на основе которых определяется его подследственность:

1) предметный (родовой);

2) территориальный (местный);

3) персональный (личный);

4) альтернативный (смешанный);

5) по связи уголовных дел.

Предметный (родовой) признакподследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями различных следственных органов: прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и т.д. (ст. 151 УПК).

Разделение по территориальному (местному) признакупозволяет разграничить подследственность между одноименными органами дознания и предвари–тельного следствия в зависимости от той территории, на которую распространяется их юрисдикция,т.е. подследственность определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 152 УПК).

Персональный (личный) признакопределяет подследственность уголовного дела на основе определенных особенностей субъекта преступления. На–пример, следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ осуществляется предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, со–вершенных депутатами, судьями.

Альтернативный, или смешанный, признак подследственности предполагает возможность рас–следования ряда преступлений тем или иным следователем в зависимости от того, кем данное преступление выявлено.

Альтернативный признак подследственности используется при определении подследственности по уголовным делам о мошенничестве, присвоении или растрате чужого имущества и ряде других преступлений, перечисленных в ч. 5 ст.

151 УПК.

Разновидностью альтернативной подследственности можно считать отнесение уголовно-процессуальным законом уголовных дел об одних и тех же преступлениях к подследственности следователей разных ведомств. В частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.

208—210 УК (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества), указаны одновременно в перечнях уголовных дел, подлежащих расследованию и следователями следственного комитета при прокуратуре РФ, и следо–вателями органов внутренних дел (п. 1, 3 ч. 2 ст. 151 УПК).

В подобных случаях подследственность уголовного дела конкретному следователю окончательно определяется прокурором.

По признаку связис преступлениями, расследуемыми следователями той или иной ведомственной принадлежности, определяется подследственность уголовных дел о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки и иных подобных преступлениях. Предварительное след–ствие по указанным уголовным делам производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

Статья 151. Подследственность

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

Источник: https://berkutgun.ru/podsledstvennost-sledstvennogo-komiteta/

Подследственность военной прокуратуры

Подследственность следователей военного следственного комитета

В данной лекции раскрыта правовая природа кассационного пересмотра как стадии арбитражного процесса, в рамках которой оспариваются вступившие в законную силу решения и определения суда первой инстанции.

С учетом появления в 2014 году института «второй кассации» в арбитражном процессе, а также принимая во внимание существенные изменения процессуальной формы упрощенного производства и появления приказного производства в арбитражном процессе, лекция разделена на четыре части.

Подследственность 2.

Предварительное следствие производится: 1) следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — по уголовным делам: в) о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности военнослужащими 8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Это компетенция СКП, ныне СКР. Ранее такого рода дела расследовались военными следователями системы ГВП ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНАЯ ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА ПРИКАЗ от 21 марта 2003 г.

Подследственность Следственного комитета Российской Федерации

Предварительное следствие следователями Следственного комитета Российской Федерации производится согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ,по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями: Статья 127.1 УК РФ часть вторая — торговля людьми совершенная: а) в отношении двух или более лиц; б) в отношении заведомо несовершеннолетнего; в) лицом

Приказ Главной военной прокуратуры от N 55 — О подследственности уголовных дел

В целях обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, формирования единого подхода к разрешению вопросов о подследственности уголовных дел, возникающих в связи с применением ст. 151 и 152 УПК РФ, и совершенствования организации предварительного расследования приказываю: 1.

Предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, производить военным прокурорам и следователям военных прокуратур военных округов и флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы России, Московской городской военной прокуратуры и Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с соблюдением требований ст.

Статья 151

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.

2 частями второй и третьей, 128, 131 — 149, 169, 170.1, 171.2, 172.1, 185 — 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198 — 199.2, 201, 204, 204.1, 205 — 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 — 212.1, 215, 215.

1, 216 — 217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.

Главную военную прокуратуру и Главное военно-следственное управление с нового года снимут с финансового обеспечения Министерства обороны. Военные следователи и прокуроры опасаются, что они станут получать гораздо меньше денег и лишатся ряда льгот.

Правозащитники же полагают, что финансирование ГВП и ГВСУ со стороны Минобороны привело к зависимости следствия и надзора, поэтому их перевод в Генпрокуратуру и СК обоснован.

Военную прокуратуру больше не будет содержать Министерство обороны РФ.

Законодательная база Российской Федерации

Следователи военной прокуратуры производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным законом к их компетенции, а также по делам, переданным им Генеральным прокурором СССР, Главным военным прокурором или нижестоящим военным прокурором. 4) о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил СССР в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении

1. Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых расследование данного преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания .

Действующий уголовно-процессуальный закон дает основания для выделения следующих признаков подследственности: предметный (родовой), альтернативный (смешанный), персональный и территориальный.

Источник: http://juridicheskii.ru/podsledstvennost-voennoj-prokuratury-38415/

Правовая помощь
Добавить комментарий