Риски в таможенном деле

Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля, А.А. Костин

Риски в таможенном деле

Учебное пособие
ISBN 978-5-4383-0041-0

Учебное пособие содержит систематическое изложение актуальных вопросов, касающихся применения таможенными органами Российской Федерации при осуществлении таможенного контроля системы управления рисками.

В нем рассматриваются теоретические основы таможенного контроля, вопросы его регламентации, а также особенности его осуществления с использованием системы управления рисками.

Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, специальности «Таможенное дело», аспирантов, преподавателей, должностных лиц таможенных органов, участников внешнеторговой деятельности.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Тема 1. Экономические основы развития системы таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в России 1.1.    Система таможенного регулирования в Российской Федерации 1.2.

    Понятие и сущность экономических рисков, их классификация 1.3.    Риски участников внешнеторговой деятельности 1.4.    Риск в таможенном деле как разновидность экономических рисков 1.5.    Области рисков в таможенном деле

Тема 2.

Зарубежная практика управления рисками в таможенном деле

2.1.    Опыт применения рисков в таможенных администрациях стран ЕС 2.2.    Анализ практики применения системы управления рисками в странах-участницах ЕС (на примере Великобритании, Италии, Швеции) 2.3.    Система управления рисками в таможенной службе США 2.4.    Система управления рисками в таможенной службе Китая Тема 3. Место таможенного контроля в обеспечении безопасности международной торговли 3.1.    Управление рисками в контексте Киотской конвенции 3.2.    Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации и система управления рисками 3.3.    Облегчение условий торговли и контроль

Тема 4. Таможенный контроль и управление рисками в таможенных органах Российской Федерации

4.1.    Понятие и сущность таможенного контроля 4.2.    Принципы таможенного контроля 4.3.    Внедрение СУР в процесс таможенного контроля Тема 5. Система управления рисками 5.1.    Формирование и особенности функционирования СУР 5.2.    Сущность и методы управления рисками 5.3.    Функции таможенных органов при применении системы управления рисками 5.4.    Меры по минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля 5.5.    Проведение таможенного досмотра при наличии информации о возможном правонарушении или обоснованных предположений о недостоверном декларировании

Тема 6. Элементы системы управления рисками

6.1.    Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу 6.2. Выявление и анализ рисков. Разработка и реализация мер по управлению рисками 6.3.    Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений

Тема 7. Профиль риска как основной инструмент механизма минимизации рисков

7.1.    Сущность, виды и элементы профиля риска 7.2.    Порядок создания профиля рисков 7.3. Применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков 7.4. Принятие решений структурными подразделениями таможни при проверке таможенной декларации 7.5. Особенности разработки и издания срочных профилей рисков (ориентировок) 7.6. Порядок актуализации и отмены профилей рисков

Тема 8. Особенности применение механизма минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля

8.1.Управление рисками в Таможенном союзе на базе современных информационных технологий 8.2. Проведение выборочного таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, путем их случайного отбора для проведения таможенного осмотра 8.3.Основные направления совершенствования применения СУР

В современных условиях управление рисками представляет собой общую систему организационно-экономических мероприятий в любой сфере хозяйст­вен­­ной деятельности, в том числе и в сфере международной торговли. Переход России к рыночной экономике обусловил возникновение боль­шо­го круга рисков, с которыми сталкивается каждый из хозяйствующих субъек­­­тов.

При этом значительное влияние на развитие национальной эконо­мики оказывают риски, связанные с таможенным администрированием внеш­ней торговли. Основными направлениями современной внешнеторговой политики России являются развитие внешнеторговых связей, обеспечение экономических интересов России, государственное регулирование внешнеторговой деятельнос­ти.

Существенную роль в реализации данного направления играет контроль соблюдения положений таможенного законодательства, который осуществляет­ся с применением системы управления рисками.

В связи с этим использование зарубежной практики управления рисками в таможенном деле стало важным для разработки и внедрения системы управ­ления рисками в деятельность ФТС России, так как обеспечило формиро­вание современной системы таможенного администрирования, пост­роен­ной на приме­­не­нии принципа выборочности таможенного контроля и эффек­тив­ном рас­пре­­де­лении сил и ресурсов таможенных органов. Система управления рисками в таможенном деле позволяет достичь приемлемого баланса между содействием внешнеторговой деятельности и регуля­тив­ным контролем при отступлении от тотального таможенного конт­роля. Как правило, в поле зрения системы управления рисками попадают риски недостоверного декларирования, занижения веса и стоимости товара с заведомо неправильно указанным кодом по Товарной номенклатуре внешнеэкономичес­кой деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) в целях занижения размера или уклонения от уплаты таможенных платежей. Поэтому так важно уже в ходе анализа и оценки рисков определить как конкретные области рисков, так и возможные меры минимизации рисков. В целом, система управления рисками призвана существенно облегчить внедрение принципов содействия внешней торговле, дифференцированного подхода к участникам внешнеторговой деятельности (ВТД). Появляются допол­ни­тель­ные возможности стимулировать и поддерживать добросовестных и законопослушных предпринимателей за счет сокращения или отмены опреде­ленных форм таможенного контроля, что позволяет ускорить внешне­тор­говый оборот, сократить сопутствующие материальные и временные издерж­­ки участ­ни­ков ВТД. В последнее время проделана значительная работа по совершенствова­нию таможенных операций и таможенного контроля. Основны­ми результатами этой работы можно считать увеличение количества таможен­ных органов, имею­щих достаточную техническую оснащенность для применения электрон­но­го декларирования, а также получения и обработки предварительной инфор­ма­ции, приобретение и введение в эксплуатацию инспекционно-досмотро­вых комплексов в пунктах пропуска через Государственную границу Российс­кой Федерации, а также разработку концепции таможенного контроля после выпус­ка товаров. С учетом опыта применения системы управления рисками проделана большая работа по оптимизации базовых нормативных правовых документов, регламентирующих использование ее технологий. Как правило, основные усилия ФТС России сосредоточены на проведе­нии анализа процессов совершения таможенных операций и таможенного конт­ро­ля и издании профилей рисков по ключевым направлениям таможенного контроля. Применение мер по минимизации рисков выразилось, в частности, в достижении таможенными органами следующих значений показателей: так, в течение 2011 года администрировались 102 профиля рисков, разработанных в рамках системы управления рисками (СУР) по направлению контроля таможен­ной стоимости (49% от общего количества профилей рисков, разра­ботан­ных ФТС России). В них включено 5 987 кодов ТН ВЭД ТС, которые охва­ты­вает 66% всей номенклатуры товаров, 76% от общего стоимостного объема и 78% от общего физического объема ввозимых товаров. При применении всех профилей рисков, разработанных ФТС России, было выявлено 3,4 тысячи деклараций на товары, из них при применении профилей рисков, разработан­ных по направле­нию контроля таможенной стоимости, было выявлено около 600 тысяч деклара­ций на товары. В результате применения общероссийских стоимостных профи­лей рисков довзыскано в федеральный бюджет 15,9 млрд рублей, что состав­ляет 73,9% от суммы таможенных платежей, довзысканных в результате кор­рек­тиро­вок таможенной стоимости товаров по всем профилям рисков, разра­ботанных ФТС России1. Наряду с профилями рисков продолжается работа по формированию «зеленого сектора» – перечня субъектов внешнеторговой деятельности (упол­но­­мочен­ных экономических операторов), перемещающих товары, в отно­ше­нии которых таможенный контроль проводится не в полном объеме. Необходимость повышения эффективности системы таможенного адми­нист­риро­вания в сочетании с интересами государства и добропорядочных участ­ни­ков внешнеторговой деятельности определила усилия международного сообщества по созданию и внедрению международных стандартов безопаснос­ти и облегчения мировой торговли ВТО, которые адаптируются к российской действительности. К тому же возникает объективная необходимость в разработ­ке теоретических положений, позволяющих совершить переход к новой систе­ме управления рисками в Таможенном союзе ЕврАзЭС, обеспечи­ваю­щей мини­миза­цию рисков посредством адаптации соответствующих современных прин­ци­пов, подходов и методов, а также учета рекомендаций рамочных стан­дар­тов обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли ВТО. Потребность в научном осмыслении и комплексном анализе проблемы управления рисками, ее сложность и многоплановость – все это в целом составляет сердцевину буду­щего таможенного контроля. В результате изучения материала студент должен: иметь системное представление:

  • о сущности экономических рисков, а также рисков, возникающих во внешнеторговой деятельности и таможенном деле;
  • о таможенном контроле и формах его проведения;
  • об опыте создания систем риск-менеджмента в зарубежных странах;
  • об особенностях создания и функционирования системы управления рисками в таможенной службе России;

знать:

  • нормативно-правовые основы создания и функционирования системы управления рисками;
  • элементы системы управления рисками;
  • механизм применения мер по минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля;
  • перспективные направления развития применения системы управле­ния рисками при осуществлении таможенного контроля в России;

владеть:

  • специальной терминологией;
  • методами управления рисками;
  • навыками профессионального аргументирования процессов оценки рис­ков и разработки профилей рисков.

Источник: http://www.intermedia-publishing.ru/smr.html

Система управления таможенными рисками (СУР)

Риски в таможенном деле

Ниже риска, профиль риска, ниже профиля, попали под риск, низкая стоимость и т.д.- все эти странные фразы можно услышать при разговоре с декларантом. О чем вообще речь? Попытаюсь доходчиво объяснить.

Дело в том, что таможня придумала хитрую и эффективную систему и называется она Системой управления рисками (СУР), которая борется с недостоверным декларированием.

Недостоверными могут быть цена, заявленный код, вес нетто, страна происхождения.

На эти ухищрения идут некоторые участники ВЭД для того, чтобы снизить размер таможенных платежей или избежать каких-либо ограничений при ввозе и вывозе.

Сам по себе Таможенный риск это некоторая вероятность того, что товар задекларирован недостоверно. А профиль риска- описывает к каким товарам относится риск, критерии, меры, которые должен предпринять инспектор, чтобы снизить вероятность этого риска. Теперь подробнее:

Ценовые риски

В таможне есть некоторая база, в которой каждому коду ТН ВЭД приписана некоторая стоимость (эту стоимость называют уровень риска) и измеряется эта стоимость в долларах США за кг нетто ($/кг) товара.

Эта база, которая содержит уровни ценовых рисков, является внутренней информацией таможни и не разглашается. Интернет пестрит «подпольными» продавцами таких баз.

Да и по поисковому запросу «таможенные риски скачать» можно что-то найти, правда далеко неактуальные данные и не факт, что без вирусов. Уровень риска варьируется по кодам и по странам происхождения товара.

Для некоторых видов товаров, у которых есть дополнительные единицы измерения, существуют ещё и риски за единицу измерения. К примеру, у тканей это квадратные метры и для них существуют риски и в $/кг, и в $/м2.

В свою очередь, стоимость вашего товара по декларации, которая измеряется в $/кг, называется ИТС (индекс таможенной стоимости). Чтобы его найти нужно просто значение графы 46 разделить на значение графы 38.

Итак, вы подаете декларацию в таможенный орган, декларация регистрируется (т.е. присваивается номер) и начинается ее проверка. Программа у таможенного инспектора  сравнивает по каждому товару декларации ИТС с уровнем риска.

И если ИТС оказывается ниже этого уровня, то это и называется «ниже риска». Теперь  инспектор должен «минимизировать» этот риск, т.е.

исключить возможность занижения цены (а, следовательно, и таможенных платежей) и он запрашивает дополнительные документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость («выставляет дополнительную проверку»).

Опытный декларант анализирует перед подачей декларации стоимость. И заранее подготавливает комплект документов для подтверждения таможенной стоимости.

Минимальный комплект таких документов содержит прайс-лист изготовителя, бухгалтерские документы по оприходованию этого товара из предыдущих поставок и экспортную декларацию.

Но это может оказаться недостаточно и тогда у вас запросят  и документы по реализации, и скан контракта, и оплату поставщику, и информацию о ценах аналогичного товара на внутреннем и внешнем рынке, и еще много чего.

Вывод: стоимость вашего товара лучше проверять до подачи декларации, а лучше до осуществления поставки, чтобы избежать непредвиденных расходов.

Товары прикрытия

Другой вариант, когда пытаются заявить код товара с меньшим размером пошлины. На этот случай существуют риски на товары прикрытия.

В этом случае инспектор должен убедится, что заявленный код достоверен. Для этого он может запросить дополнительное описание товара, «попросить» провести таможенное наблюдение.

Какие еще бывают риски?

Профилей рисков существует достаточно много, они постоянно меняются. Некоторые прекращают свое действие, появляются новые. Есть риски по разнице веса нетто/брутто. Это против тех деятелей, которые занижают вес нетто с целью завысить ИТС.

В общем, СУР призвана отсечь человеческий фактор при проверке инспектором таможенной декларации и пресечь нарушения законов.

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@rastamozhitvspb.ru и в скором времени я обновлю статью.

Возможно Вас заинтересует следующее:

1) Считаем таможенные платежи
2) Как и куда платить таможенные платежи?
3) Сертификат происхождения, преференции

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://rastamozhitvspb.ru/dlya-menedzhera/risk/

Новая парадигма работы с рисками в таможенном деле: от управления рисками к контроллингу

Риски в таможенном деле
Научный руководитель: Скворцова В.А., старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия, Россия, г. Люберцы.

Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ; ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО; РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ; КОНТРОЛЛИНГ; ТАМОЖЕННЫЙ РИСК; RISK MANAGEMENT; CUSTOMS; RISK MANAGEMENT; CONTROLLING; CUSTOMS RISK. Аннотация: В статье рассматривается такое понятие, как управление рисками в таможенном деле.

Приводятся риски, которые прямо или косвенно влияют на деятельность таможенных органов и в целом на таможенное дело. Подчеркивается важность руководителя при принятии управленческого решения, которое смогло бы минимизировать риски.

В настоящее время много внимания уделяется системе управления рисками (далее – СУР) при проведении таможенного контроля.

СУР является базовым принципом современной системы таможенного контроля. [1] Однако существует множество других рисков, которые необходимо учитывать в таможенном деле и, как следствие, уметь управлять ими для того, чтобы предотвратить негативные последствия.

Согласно статье 376 главы 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, управление риском – это систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления. [2] Таможенное регулирование, согласно статье 2, главы 1 Федерального закона № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело – это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в РФ, вывоза товаров из РФ, их нахождения и использования в РФ или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством РФ, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами. [3]

Таким образом, система управления рисками при проведении таможенного контроля, является лишь частью огромного механизма управления рисками в таможенном деле, как в системе.

Таможенное дело, в первую очередь, экономическая система. Как и любой системе, таможенному делу присуще такое явление как управленческое решение. Однако неполная предсказуемость результатов управленческих воздействий порождает возможность несоответствия достигнутого результата ожидаемому, что в свою очередь можно назвать риском.

Риски можно классифицировать по разным признакам.

Политические риски. Это риски, вызванные обострением политической ситуации между странами. Например, экономические санкции. Роль таможенных органов в такой ситуации многократно возрастает. Ведь именно таможенная служба контролирует перемещение товаров через таможенную границу и должна не допустить проникновения санкционных товаров на внутренний рынок страны.

Экологические риски. Риски, которые вызваны негативными природными явлениями, чрезвычайными ситуациями. Яркий пример – радиационная авария в 2011 году в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Как следствие, Россия запретила ввоз продовольствия из префектур, окружающих пострадавшую из-за аварии на ядерном реакторе Фукусиму.

Демографические риски. Данный вид рисков связан с миграцией населения. В случае неблагоприятной обстановке в одной стране, люди стараются уехать из такого государства, ища более комфортное место жительства. Тем самым возрастает нагрузка на таможенные органы.

Риски, обусловленные экономическими циклами и депрессивные риски (как подвид). Этот вид рисков связан с естественными колебаниями экономики. Спад, сменяемый ростом, стагнация, а потом опять спад и так до бесконечности. Депрессивный же риск представляет собой «стагнацию на дне», то есть тот момент, когда экономика достигла максимальной точки спада, а подъем еще не наступил.

Структурные риски. Эти виды рисков можно классифицировать, например, по отраслям или структурные географические риски и другие. Например структурные географические риски связаны с ориентацией того или иного субъекта федерации на экспорт отдельного продукта.

Так Дальний Восток главный экспортер рыбной продукции, а Москва, Московская область и Калужская область – продукции военно-промышленного комплекса.

Риск состоит в том, что в случае невозможности одного субъекта поддерживать экспорт на необходимом уровне, другой регион, с большей долей вероятности, не сможет его заменить.

Финансовые риски. Финансовые риски больше характерны для сферы внешнеэкономической деятельности и ее участников. Это риски связанные с уровнем инфляции (инфляционные), с колебанием курса валют (валютные) и другие. Разновидностью финансовых рисков являются трансфертные риски – это риски, связанные с невозможностью осуществление банковских переводов в стране.

Человеческие риски. Этот вид рисков подразумевает, что человек, выполняющий какую-либо функцию, не сможет в определенный момент ее выполнить. Например, заболеет, возьмет взятку, покинет место работы и т.п.

По характеру последствий риск можно разделить на чистый и спекулятивный риск. Чистый риск – это такой вид риска, который в случае наступление несет только негативные последствия. Например, это природный катаклизм, или автомобильная авария.

Спекулятивный же риск может принести как благоприятные последствия, так и неблагоприятные. Это, например, инвестиционный риск или валютный.

Инвестор, вкладывая свои деньги в какой-либо проект, может либо понести убытки, либо получить выгоду от проекта.

Управление рисками зачастую называют риск-менеджментом. Риск-менеджмент – это процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь проекта, вызванных его реализацией. Риск-менеджмент — это циклический процесс, который заключается в последовательном выполнении таких операций как:

— определение целей предстоящих действий;— сбор и анализ необходимой для управления информации;— планирование предстоящих действий;— постановка задач исполнителям;

— контроль выполнения поставленных задач.

Источник: http://novaum.ru/public/p897

Правовая помощь
Добавить комментарий