Увольнение с военной службы в период проведения расследования

Порядок увольнения военнослужащих по призыву с военной службы

Увольнение с военной службы в период проведения расследования

Армия военная прокуратура Вопросы прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами военной службы по призыву (далее – военнослужащие по призыву)и увольнения регламентированы следующими нормативными правовыми документами. © Алексей Иванов/ТРК «Звезда»

Вопросы прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами военной службы по призыву (далее – военнослужащие

по призыву)и увольнения регламентированы следующими нормативными правовыми документами:

Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон);

Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237);

приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»;

документы органов государственной охраны и других войск, в которых предусмотрена военная служба по призыву. Срок военной службы для военнослужащих по призыву установлен в 12 месяцев. Он начинается в день присвоения призванному на военную службу гражданину воинского звания рядового. Эта дата указана в военном билете военнослужащего.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской частив приказе командира воинской части. При этом срок военной службы военнослужащих по призыву истекает в соответствующее число последнего месяца военной службы.

Например, если воинское звание рядового военнослужащему присвоено 12 ноября 2015 года, то днем увольнения с военной службы является 12 ноября 2016 года.

Следует учесть, что в срок военной службы не засчитываются:

время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;

время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.

Так, например, если в период службы военнослужащий дважды отбывал дисциплинарное наказание в виде ареста на 3 и 5 суток, самовольно оставлял воинскую часть на 14 суток, то эти дни в срок его военной службы не засчитывается и он подлежит увольнению на 22 суток позже установленной даты.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

военнослужащий находится на стационарном лечении;

военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

военнослужащий участвует в походах кораблей;

в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.

Увольняемые с военной службы военнослужащие по призыву направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально.

В Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что военнослужащие при увольнении должны иметь на руках:

военный билет;учетно-послужную карточку;карту профессионального психологического отбора;предписание в военный комиссариат;

воинские перевозочные документы к месту постановки на воинский учет (месту жительства).

Аттестаты на продовольствие, вещевое имущество и денежные аттестаты им не выдаются. Об обеспечении их продовольственно-путевыми деньгами и денежным довольствием делаются отметки в предписании.

Командование воинских частей наделено определенными обязанностями по обеспечению надлежащего увольнения военнослужащих по призыву с военной службы и оформлению документов.

Начальники штабов воинских частей обязаны не позднее чем за 10 дней до увольнения лично проверить у лиц, увольняемых с военной службы, наличие документов и правильность их заполнения.

Увольняемым военнослужащим, которым определенное время не засчитано в срок военной службы, в военном билете и учетно-послужной карточке делается отметка с указанием причины, по которой не засчитано время в срок военной службы.

Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 146 Порядка обеспечения денежным довольствием в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700) при увольнении с военной службы военнослужащему по призыву, помимо ежемесячного денежного содержания, дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанным лицам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей – пять таких окладов.

Согласно пункту 1 Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 555 «О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации
на мирное время») увольняемые военнослужащие по призыву вправе получить в собственность предметы вещевого имущества личного пользования согласно сезону года – один из находящихся в носке на момент увольнения комплектов обмундирования (парадного или повседневного). Решение о такой передаче обмундирования принимается командиром воинской части.

Кроме того, в случае сдачи в начале военной службы в кладовую подразделения своих личных вещей при увольнении военнослужащий
по призыву получает их на руки.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и подлежащие увольнению с военной службы, но находящиеся в отпуске по болезни или по личным обстоятельствам, срок которого истекает не более чем за 5 суток до истечения их срока военной службы (не считая времени, необходимого для проезда от места проведения отпуска до места прохождения военной службы и обратно), к месту военной службы невозвращаются, а увольняются с военной службы военными комиссарами районов по месту проведения отпуска, о чем извещаются командиры воинских частей. При этом военнослужащие, находящиеся в отпуске по болезни, увольняются после освидетельствования военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе.

В этих случаях командиры воинских частей обязаны выслать в военные комиссариаты по их запросам документы для зачисления военнослужащих в запас и их личные вещи.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, выслужившие установленные сроки военной службы и находящиеся на излечении в лечебных учреждениях, освидетельствуются военно-врачебными комиссиями после окончания лечения или определившегося исхода заболевания (ранения, контузии, травмы, увечья). Увольнение этих военнослужащих производится начальниками военно-медицинских учреждений, о чем сообщается командирам соответствующих воинских частей.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины могут быть досрочно уволены с военной службы по причинам и в случаях, определенных в статье 51 Закона.

Досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья военнослужащих, признанных негодными или ограниченно годными
к военной службе, осуществляется командирами воинских частей на основании заключения военно-врачебной комиссии, оформленного свидетельством о болезни, и после утверждения его штатной военно-врачебной комиссией вида Вооруженных Сил, военного округа, флота, флотилии в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565).

При рассмотрении командиром воинской части рапорта военнослужащего (заявления от его родственников) о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам командир воинской части обязан уточнить изложенные в рапорте (заявлении) мотивы досрочного увольнения и проверить наличие документов, подтверждающих его законность.

В случае, если к рапорту (заявлению) документы, подтверждающие законность досрочного увольнения, не приложены, командир воинской части должен в трехдневный срок направить в военный комиссариат района по месту жительства семьи военнослужащего запрос на представление в воинскую часть указанных документов.

Военный комиссар района, получив такой запрос, в 10-дневный срок обязан на основании представленных членами семьи военнослужащего документов подготовить заключение, которое с приложением подтверждающих документов после утверждения военным комиссаром субъекта Российской Федерации направить командиру воинской части. Подпись военного комиссара субъекта Российской Федерации при утверждении заключения военного комиссара района заверяется гербовой печатью. Копия этого заключения остается в военном комиссариате района.

Командир воинской части, рассмотрев поступившие из военного комиссариата документы, со своим ходатайством представляет их на решение по подчиненности соответственно начальнику главного штаба вида Вооруженных Сил Российской Федерации, штаба военного округа, штаба рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главного и центрального управления Министерства обороны Российской Федерации, объединения и соединения, в подчинении которых находится воинская часть.

На основании полученного разрешения командир воинской части досрочно увольняет военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам. Номер и дата приказа командира воинской части об увольнении военнослужащего указываются в его военном билете.

Старший военный прокурор 2 отдела организационного управления

Главной военной прокуратуры

полковник юстиции
Марат Шарипов

В ДPУГИХ CMИ

Экспертное мнение и аналитика

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201609191714-k3w0.htm

Инструкция о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации : Министерство обороны Российской Федерации

Увольнение с военной службы в период проведения расследования

I. Общие положения

1.

Инструкция о порядке расследования фактов получения травм* военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации** устанавливает порядок расследования фактов получения травм военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы), обязательный для всех воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время. Порядок расследования фактов получения травм военнослужащими в период мобилизации, военного положения и в военное время устанавливается иными нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

2. Командир воинской части несет личную ответственность за организацию и своевременное проведение расследования причин и обстоятельств получения травмы военнослужащим.

3.

По факту получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего, либо при наличии признаков преступления в действиях других лиц в отношении пострадавшего или в действиях самого пострадавшего военнослужащего, командир воинской части, как орган дознания, руководствуется Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 275.

Факт получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего может расследоваться дополнительно командиром вышестоящего органа военного управления.

4.

При получении травмы военнослужащим, прикомандированным к воинской части (находящимся на излечении в военно-медицинском учреждении), расследование организуется и проводится командиром этой воинской части (начальником военно-медицинского учреждения), а материалы расследования и принятое по его завершении решение направляются командиру воинской части, являющейся постоянным местом военной службы этого военнослужащего.

5. По факту получения травмы военнослужащим при обстоятельствах, не связанных с исполнением обязанностей военной службы (при нахождении в увольнении, отпуске и т.п.

), командир воинской части проводит расследование на основе представленных военнослужащим (его родственниками) документов, подтверждающих факт получения травмы.

При этом, при необходимости, в ходе расследования могут направляться запросы в соответствующие медицинские учреждения и правоохранительные органы.

6. Факт получения травмы военнослужащим, явившийся следствием происшествия на объекте (в подразделении, на оборудовании и др.

), подлежащем государственному надзору (техническому, энергетическому, пожарному, санитарно-эпидемиологическому, архитектурно-строительному надзору, надзору за ядерной и радиационной безопасностью, безопасностью полетов и др.

) расследуется с привлечением специалистов соответствующих надзорных органов и учетом специальных требований и норм, регулирующих правила выяснения обстоятельств причинения вреда здоровью людей на поднадзорных этим органам объектах.

Пищевые отравления, происшедшие с военнослужащими, расследуются в порядке, установленном Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации.

7. При обращении близких родственников пострадавшего военнослужащего командир воинской части обязан проинформировать их о ставших известными в результате расследования обстоятельствах получения травмы и принятых мерах по обеспечению прав военнослужащего, а также по отношению к виновным лицам, если травма явилась следствием правонарушения с их стороны.

II. Порядок расследования факта получения травмы военнослужащим в воинской части

8. О факте получения травмы военнослужащим начальник медицинской службы воинской части (далее именуется – начальник медицинской службы) в тот же день письменно рапортом докладывает командиру воинской части.

В рапорте указывается характер, возможный механизм и последствия причиненного вреда здоровью военнослужащего (утрата трудоспособности), в том числе, в обязательном порядке отмечается могла ли полученная травма явиться результатом причинения вреда здоровью военнослужащего другим лицом или членовредительства.

Кроме того, основаниями для проведения расследования факта получения травмы военнослужащим могут быть: непосредственное обнаружение травмы командиром воинской части; заявление пострадавшего; уведомление руководителя медицинского учреждения о поступлении на стационарное лечение или обращении за медицинской помощью военнослужащего; сообщение руководителя правоохранительного органа;

рапорт должностного лица воинской части или заявления иных лиц, в том числе родственников пострадавшего военнослужащего.

9.

По факту получения травмы, не повлекшей утрату трудоспособности, и при отсутствии признаков преступления в действиях других лиц по отношению к пострадавшему или в действиях самого пострадавшего военнослужащего на основании представленных рапорта начальника медицинской службы (уведомления, сообщения, заявления других лиц, указанных в пункте 8 настоящей Инструкции) и письменного подтверждения травмированным военнослужащим факта получения травмы по неосторожности, в том числе личной, командир воинской части принимает решение о проведении профилактических мероприятий и, при необходимости, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

10.

По рапорту начальника медицинской службы, уведомлению (рапорту, сообщению, заявлению) иных вышеуказанных лиц командир воинской части обязан в этот же день принять решение о проведении расследования по каждому факту получения травмы военнослужащим, повлекшей утрату трудоспособности, а также если факт получения травмы военнослужащим мог явиться следствием причинения вреда его здоровью другим лицом, членовредительства или других правонарушений.

11. Для проведения расследования командир воинской части назначает должностное лицо, имеющее опыт проведения расследований (разбирательств).

Групповые факты получения травм военнослужащими (два и более пострадавших) расследуются одним из заместителей командира воинской части.

12.

Расследование проводится с целью определения: обстоятельств и причин получения травмы; степени вины пострадавшего военнослужащего; лиц, непосредственно причинивших травму; должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте или при проведении того или иного мероприятия (уборка закрепленной территории, физическая зарядка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);

наличия прямой причинной связи между действиями (бездействием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).

13. Расследование проводится посредством опроса пострадавшего, его сослуживцев, очевидцев случившегося, должностных и иных причастных к событию лиц, сбора необходимых документов (письменных объяснений, справок, заявлений, данных осмотра места получения травмы, заключений и пояснений специалистов и иных материалов).

14. Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследования.

15. Расследование завершается оформлением заключения об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим (далее именуется – заключение) по форме согласно приложению к настоящей Инструкции.

В заключении делаются выводы об отсутствии (наличии) признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления в обстоятельствах получения травмы.

16. В случае утверждения заключения с выводом о наличии в обстоятельствах получения травмы признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления командир воинской части, как орган дознания, принимает решение о производстве проверки обстоятельств получения травмы в соответствии с требованиями статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

17. По итогам расследования командир воинской части в 10-дневный срок принимает решение на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим и привлечение виновных должностных лиц к ответственности. Данное решение, как правило, объявляется приказом командира воинской части.

18. На основании заключения, при необходимости, составляются соответствующие документы, направляемые в установленном порядке в страховую организацию, военно-медицинские и другие учреждения (организации).

19. Материалы расследования, решение командира воинской части на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим, и другие документы по факту получения травмы хранятся в штабе воинской части в установленном порядке.

Вместе с указанными документами хранятся и рапорты начальника ме-дицинской службы с резолюциями командира воинской части и с приложенными к ним объяснениями пострадавших военнослужащих по фактам получения травм, решение о проведении расследования по которым командиром воинской части не принималось.

_______________________________ * Под травмой понимается повреждение органа, ткани в результате внешнего воздействия. В порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, расследованию также подлежат факты отравлений, тепловых ударов, утоплений, поражений электрическим током, мол-нией и ионизирующим излучением, укусов насекомых и пресмыкающихся.

** Далее в тексте, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Инст-рукция о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими в Вооружен-ных Силах Российской Федерации – Инструкцией; воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации – воинскими частями; военнослужащие (граждане, призванные на военные сборы) – военнослужащими.

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ ВОЙСК И БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

генерал-лейтенант
В. Новиков

Источник: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=10431914@egNPA

Решение Конституционного суда России по иску солдата-срочника

Увольнение с военной службы в период проведения расследования
Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Кирилл Кобрин: Сегодня Конституционный суд признал неконституционным положение 38-й статьи федерального закона о воинской обязанности и воинской службе, позволяющее удерживать военнослужащего в армии в случае проведения в отношении него уголовного расследования.

Татьяна Вольтская: В Конституционный суд обратился Ислам Куашев, призванный в июне 2006 года и с июня 2007-го по март 2008-го служивший в Астраханской области недалеко от села Капустин яр в звании младшего сержанта.

Когда до демобилизации оставалось всего два месяца, в отношении Куашева было возбуждено уголовное дело по статье 163 российского Уголовного кодекса – вымогательство. Младшего сержанта обвинили в том, что в октябре 2007 года он потребовал от сослуживца две тысячи рублей, а когда тот денег не дал, начал избивать его и всячески преследовать.

Следствие длилось около года, его сроки несколько раз продлевались, и все это время Исламу Куашеву пришлось оставаться в своей части.

При этом его адвокат Алим Батиров утверждает, что мера пресечения – наблюдение под командованием военной части – была избрана только в декабре 2008 года, а до этого Куашев был вынужден тянуть все ту же солдатскую лямку, хотя срок его службы давным-давно истек.

Наконец, в декабре 2008 года действия следственных органов, так затянувших расследование, были признаны незаконными сочинским гарнизонным судом. 18 февраля 2009 года следствие было закончено и передано в Волгоградский военный суд. 24 февраля Ислам Куашев был демобилизован, теперь он дома в Кабардино-Балкарии.

Он считает, что его права были серьезно нарушены, ведь по Конституции никого нельзя без разрешения суда задержать более чем на 48 часов, а ему пришлось прослужить лишние полгода. Говорит адвокат Ислама Куашева, его представитель в Конституционном суде Алим Батиров.

Алим Батиров: Все два года он служил в Сочи.

В определенное время был командирован в Волгоград в другую воинскую часть. События, в которых его обвиняют, происходили в Волгограде. Дело возбудил командир части сочинской. Государство гарантирует, что срок службы не может быть безразмерным. На тот период для моего подзащитного срок службы составлял 24 месяца.

Но вот та норма, которую мы пытаемся оспаривать в Конституционном суде, позволяет, в случае возбуждения уголовного дела, любого, который находится под следствием, не увольнять, а держать, практически бесконечно нельзя, но долгое время.

Наблюдение командования предусматривает обязательно согласие того лица, в отношении которого применяется. Есть широкий спектр мер пресечения, которые можно применять. Почему-то именно в случае с военными это невозможно для них оказывается. В данном случае согласия Куашева не было. Мы обращались в сочинский гарнизонный суд по этому моменту, суд сослался на норму закона и признал, что на тот момент его нахождение в воинской части было законным.

Татьяна Вольтская: Во время рассмотрения дела в Конституционном суде против изменения спорной нормы закона выступил старший следователь по особо важным делам методико-криминалистического отдела Военно-следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Александр Синицын. Он считает, что если тех, против кого возбуждено уголовное дело, отпускать из армии, то это поставит их в более выгодное положение по отношению к потерпевшим, создаст предпосылки для уклонения от уголовной ответственности, увеличит расходы федерального бюджета на само следствие и снизит его эффективность.

Александр Синицын: Деятельность военно-следственных структур направлена, прежде всего, на обеспечение правовыми средствами высокой боеготовности и боеспособности войск.

Отсутствие в законе оспариваемой нормы не способствовало бы снижению преступности в войсках, поскольку эта норма имеет еще и превентивное значение.

Военнослужащий, зная, что в случае совершения преступления в период нахождения под следствием не будет уволен с военной службы, еще задумается о своем поведении.

В результате перед окончанием срока военной службы можно будет с большой степенью вероятности прогнозировать рост преступности среди военнослужащих. То есть может быть нарушена действующая система предупреждения преступности в войсках.

Действующая ныне практика применения абзаца 9-го пункта 11-го статьи 38-й федерального закона способствует следственным органам прокуратуры оптимально и достаточно активно в сжатые сроки обеспечить выполнение задач по эффективному расследованию и раскрытию преступлений, совершаемых военнослужащими. Полагаю, нельзя ломать отлаженный, исторически сложившийся, эффективный с функционально-экономической точки зрения механизм расследования преступлений, совершенных военнослужащими.

Татьяна Вольтская: Адвокат Алим Батиров представил свои возражения.

Алим Батиров: Система предупреждения правонарушений в Российской армии никак не может быть в ущерб правовым интересам граждан Российской Федерации, которые закреплены в Конституции России.

И ни в коей мере нахождение Куашева дома на весь период следствия, уволенного в соответствии с законом по истечении 24 месяцев службы, не было необходимо для обороноспособности страны и безопасности государства. Такие слова невозможно применить к этому отдельно взятому делу и к подобным многим тысячам дел.

Никакой заинтересованности государства в своей безопасности нет в том, чтобы держать этих мальчишек в армии бессрочно практически.

Татьяна Вольтская: Конституционный суд установил, что если некоторые ограничения прав и свобод военнослужащих и допустимы, то лишь тогда, когда этого требуют цели военной службы.

А солдата, находящегося под следствием, не увольняют только в связи с задачами предварительного расследования, поэтому только суд может избрать меру пресечения из перечня, предусмотренного Уголовно-процессуальным кодексом. В частности наблюдение командования воинской части.

А норма закона о военной службе нарушает равенство граждан перед законом, судом и право военнослужащих на судебную защиту.

Конституционный суд особо подчеркнул, что именно практика сделала эту норму не соответствующей Конституции. С этим абсолютно согласна председатель организации “Солдатские матери Петербурга” Элла Полякова.

Элла Полякова: В нашей практике тоже были обращения военнослужащих, срок службы которых закончен, а их заставляли служить принудительно, оправдываясь тем, что он обвиняемый или свидетель преступления.

Конечно, эта практика неправильная, она не соответствует российской правовой системе, и сегодняшнее решение Конституционного суда нас очень обрадовало.

Татьяна Вольтская: Солдатские матери так же собираются обратиться в Конституционный суд с тем, чтобы искалеченных в армии и комиссованных солдат тоже перестали удерживать в воинских частях.

Источник: https://www.svoboda.org/a/1612275.html

Консультация юриста: Порядок разбирательства при получении травмы военнослужащим

Увольнение с военной службы в период проведения расследования

Вопрос:

Добрый день! 15 февраля 2011 года в н.п. Шали на полигоне в результате взрыва имитационной мины пострадал контрактник. В результате чего он был доставлен в травматологическое отделение. Было сделано множество операций на ноги.

Есть видео, на котором видно, что это была не имитационная мина, а самая настоящая. Подскажите, пожалуйста, куда обратиться, чтобы виновники понесли наказание, какие выплаты положены пострадавшему.

Какие законы защищают военнослужащих, в каких законах можно прочитать про выплаты и компенсации.

Заранее огромное спасибо!

Нина, 27 Таганрог

Ответ:

Здравствуйте, Нина! Искренне сочувствую Вашему горю и по возможности попытаюсь своим ответом помочь Вам. Итак, по порядку.

В ст.

3 Федерального Закона от 27.05.

1998 года №76-ФЗ “О статусе военнослужащих” определено, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее – командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

В п. 1 ст. 16 Закона определено, что охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих – обязанность командиров.

На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

В соответствии со ст. 18 Закона военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Федеральным Законом от 28.03.2000 года №52 – ФЗ “Об обязательном государственном страховании военнослужащих конкретизируются положения ст. 18 ФЗ “О статусе военнослужащих”. Согласно ст. 4 страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее – страховые случаи) являются:

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

В ст.

5 определено, что размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания (далее – оклад) военнослужащего, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица. При исчислении размера страховой суммы учитывается оклад, установленный на день выплаты страховой суммы.

Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, – 25 окладов каждому выгодоприобретателю;

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов:

инвалиду I группы – 75 окладов;

инвалиду II группы – 50 окладов;

инвалиду III группы – 25 окладов.

Если в период прохождения военной службы, либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между количеством окладов, причитающихся по вновь установленной группе инвалидности, и количеством окладов, причитающихся по прежней группе инвалидности;

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) – 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) – 5 окладов.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 20.10.

2000 года № 505 “Об утверждении Инструкции о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими” по каждому факту травмирования военнослужащего, повлекшему за собой временную или стойкую утрату им работоспособности командиром воинской части назначается административное расследование.

Для проведения расследования командир воинской части назначает должностное лицо, имеющее опыт проведения расследований. Групповые факты получения травм военнослужащими (два и более пострадавших) расследуются одним из заместителей командира воинской части.

В ходе расследования должностное лицо должно установить:

обстоятельства и причины получения травмы;

степень вины пострадавшего военнослужащего и содержатся ли в его действиях признаки состава преступления, предусмотренные ст. 339 Уголовного кодекса РФ (предусматривает ответственность военнослужащих за уклонение от военной службы путём членовредительства);

лиц, непосредственно причинивших травму (если таковые имеются);

должностных лиц, допустивших нарушение, либо не обеспечивших соблюдение требований безопасности, определённых руководящими документами;

наличие прямой причинной связи между действиями (бездействием) лиц, допустивших нарушение, либо не обеспечивших соблюдение требований безопасности и наступившими последствиями.

Разбирательство завершается оформлением заключения об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим.

По итогам расследования командир воинской части принимает решение об устранении причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим и привлечении должностных лиц к ответственности. Такое решение объявляется приказом командира воинской части.

По окончании административного расследования командир, являясь руководителем органа дознания, принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Указанное решение согласуется с военным прокурором гарнизона.

Если по результатам административного расследования выявлены признаки состава преступления, то командир обязан рапортом доложить об этом военному прокурору гарнизона с приложением материалов административного расследования.

В страховую компанию для выплаты страхового пособия направляются следующие документы: заявление военнослужащего, в котором указываются его банковские реквизиты для перечисления страхового пособия; справка военно-врачебной комиссии об обстоятельствах и степени тяжести травмы, полученной военнослужащим; справка из финансового органа о размере оклада денежного содержания военнослужащего, необходимого для расчёта страхового пособия.

Вы, как заинтересованное лицо имеете возможность ознакомиться с результатами административного расследования, проведённого по описываемому Вами случаю травмирования военнослужащего и с решением командира войсковой части, принятым по данному факту. Если военнослужащий не согласен с решением командира, он в праве обжаловать его перед вышестоящим начальником, в военную прокуратуру гарнизона или в гарнизонный военный суд.

Александр Томенко,
военный юрист

Задайте свой вопрос

Источник: https://rg.ru/2011/06/30/travma-yurist-site-anons.html

Правовая помощь
Добавить комментарий