Возмещение ущерба по ДТП со смертельным исходом на пешеходном переходе

Дтп со смертельным исходом — ответственность

Возмещение ущерба по ДТП со смертельным исходом на пешеходном переходе

Под колесами автомобилей ежегодно гибнут тысячи людей, за 2016 года в РФ погибло 5 344 пешеходов.

Эта цифра и сама по себе ужасна, а если взглянуть, что за ней стоят еще тысячи искалеченных судеб, вообще становиться не по себе.

Автомобиль признан средством повышенной опасности и по его вине происходят многие аварийные ситуации. Но статистика неумолима, почти 70% погибших были виновны в произошедшем ДТП.

Рассмотрим важнейшие вопросы, связанные с данным происшествием. Какова ответственность водителя в том или ином случае. Какое наказание влечет за собой ДТП со смертельным исходом. И что говорит о таких делах судебная практика.

Статья УК РФ ДТП со смертельным исходом

В УК РФ есть статья №264, которая предусматривает наказание за ДТП со смертельным исходом. Статьей УК РФ руководствуются тогда, когда нет иного толкования, как смерть в результате столкновения с ТС.

Рассмотрение таких дел основывается исключительно на УК РФ, здесь не могут применяться термины об административной ответственности. При рассмотрении дела суд учитывает мельчайшие обстоятельства произошедшего, как оправдывающие водителя, так и усугубляющие его вину.

УК РФ назначает такие наказания за ДТП со смертельным исходом:

  • Кончина одного человека предполагает тюремное заключение (ТЗ) до 5 лет, либо работы принудительного характера (РПХ) до 4 лет;
  • При тех же обстоятельствах, но находясь под действием алкоголя, можно получить ТЗ до 7 лет;
  • ДТП, повлекшее смерть 2-х и более человек, может повлечь за собой РПХ до 5 лет или ТЗ до 7 лет;
  • При 2-х и более погибших, но находясь в алкогольном дурмане, водитель приговаривается к РПХ до 5 лет или ТЗ до 9 лет.

При любом из оговоренных случаев происходит лишение прав на 36 месяцев.

Наказание за ДТП со смертельным исходом

Весомыми оправдывающими моментами, при ДТП со смертельным исходом, могут стать оказание своевременной помощи и содействие следствию. И наоборот, скрывшись с места ДТП, водитель автоматически подпадает под максимальные сроки наказания.

Возможно, избежать судебного разбирательства, а как следствие и уголовной ответственности, при достигнутой договоренности с родственниками погибшего. Такая договоренность может быть достигнута в результате возмещения морального ущерба родным умершего.

При доведении дела до суда, виновному грозит наказание в виде судимости. Срок ее будет зависеть от многих составляющих дела. Судебная практика имеет примеры и оправдательных дел, где невиновность водителя была доказана на 100%.

Водителя, по неосторожности сбившего человека насмерть, также будут судить за непреднамеренное убийство. Нюансы статьи 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности» рассматриваются по ссылке:

Дтп на пешеходном переходе со смертельным исходом

Пешеходный переход это выделенное место для пересечения человеком дороги. Пешеходный переход считается участком повышенной опасности, водитель обязан сбросить скорость перед ним, и, убедившись в отсутствии пешеходов, проследовать дальше.

Поэтому в происшествии со смертельным исходом на пешеходном переходе, виновен всегда автомобилист. Исключением может стать ситуация, когда человек умышленно бросился под колеса. Доказать это возможно собрав свидетельские показания или предоставив запись видеорегистратора.

Читайте информацию о штрафе за не прохождение техосмотра.

Дтп со смертельным исходом — выплаты

Страховой полис ОСАГО гарантирует выплаты родным погибшего в ДТП со смертельным исходом. Так как сумма выплаты заложена в стоимость полиса. В каждом случае выплаты рассчитываются индивидуально.

Получить выплаты могут не только иждивенцы погибшего, хотя они в первую очередь, но и другие близкие родственники умершего.
Максимальный размер выплат на 2018 год, составляет полмиллиона рублей.

Эта сумма состоит из двух основных выплат:

  • 25 000 на похоронные нужды;
  • материальная помощь до 475 000 рублей.

Получить такие выплаты возможно при наличии полиса, оформленного после 1 апреля 2016 года.

Возмещение морального ущерба при ДТП со смертельным исходом

Гражданский кодекс РФ предусматривает возмещение морального ущерба родственникам пострадавшего. Само понятие морального ущерба слишком эфемерно, под него может подпадать что угодно. А сумма, запрошенная на его возмещение, не имеет жесткого финансового основания.

Если сумма морального ущерба обсуждается в частном порядке, то ее величина зависит от договоренности сторон. При судебном рассмотрении, компенсация морального ущерба будет зависеть от причиненного вреда и возможностей ответчика.

Дтп со смертельным исходом — судебная практика

Судебная практика изобилует исками о моральных и материальных претензиях по отношению к водителям автомобилей, чьи машины участвовали в ДТП со смертельным исходом. Ниже, мы приведем примеры судебной ответственности.

Автомобилист сбил пешехода на пешеходном переходе. Превышения скорости не было. Пешеход стоял на тротуаре и принимал решение о движении через дорогу. Водитель решив, что пешеход не будет передвигаться, не остановился.

Пешеход в надежде, что водитель остановиться в последнее мгновении вышел на дорогу, в результате чего произошло столкновение. Водитель виновник аварии, но суд учел то, что пешеход начал маневр неожиданно, это зафиксировал видеорегистратор.

Кроме того водитель сразу доставил потерпевшего в больницу, где он впоследствии от полученных травм скончался. Все это было принято во внимание, и водитель получил наказание в виде одного года принудительных работ.

Машина с одним пассажиром на переднем сиденье и водителем за рулем, врезалась в бетонное ограждение. В результате чего не пристегнутая пассажирка погибла на месте. Родственники 25-летней девушки подали в суд на водителя.

Данные видеорегистратора смогли помочь восстановить ход событий. Девушка в результате ссоры во время движения отстегнула ремень безопасности, и стал препятствовать вождению, в результате ее действий произошла авария.

С водителя была снята ответственность за аварию.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://classomsk.com/dtp-gibdd-pdd/dtp-so-smertelnym-isxodom-otvetstvennost.html

Какое наказание полагается за ДТП со смертельным исходом, в том числе для пешехода-виновника + последствия смертельных аварий за границей

Возмещение ущерба по ДТП со смертельным исходом на пешеходном переходе

Здравствуйте, с вами Кулик Илья! Наверное, вы предполагаете, что если из-за аварии погибли люди, то наказание за неё будет не маленькое. Сразу скажу, за это можно сесть на большой срок. Причём даже если вы пешеход! Читайте статью, и вы будете знать, когда и какое наказание за ДТП со смертельным исходом будет и в каких случаях его можно избежать.

Какая статья регулирует последствия ДТП со смертельным исходом

Ответственность за совершение аварии, в которой погибли люди установлена уголовная, так как фактически это то же деяние, что и причинение смерти по неосторожности. Наказание за ДТП с человеческими жертвами предусмотрено статьёй 264 Уголовного кодекса (УК РФ).

Этой же статьёй предписываются и меры, применяемые за причинение транспортным средством тяжких телесных травм.

Когда не будет наказания за смертельное ДТП

Владелец транспортного средства (а водитель, если он не угонял машину и едет на ней не по работе считается владельцем) не будет нести отвечать за последствия аварии, если он сможет доказать, что:

  • потерпевший действовал умышленно (самый простой пример – самоубийство);
  • действовала непреодолимая сила (например, смерч поднял и кинул авто на место, где стоял человек);
  • третьи лица незаконно завладели ТС, то есть, попросту говоря, угнали.

Если виновником в аварии, повлёкшей смерть, человек стал впервые, уголовной ответственности он может избежать, примирившись с родственниками погибшего и заплатив им компенсацию.

Что будет за аварию со смертельным исходом

Уголовную ответственность нести будет то лицо, чьё нарушение ПДД повлекло смерть других, то есть кого признают виновным. Наказание зависит от количества жертв, и от того, трезв ли был водитель в момент ДТП, наличия других отягчающих или смягчающих вину обстоятельств, наличия нарушений правил Движения со стороны погибших.

Осуждение может быть и условным, зависит от обстоятельств. Минимальный срок заключения по умолчанию – 2 месяца.

Причём если от полученных травм потерпевший скончается позже, а больнице, ответственность наступает не как за нанесение вреда здоровью, а как за причинение смерти.

Ущерб, не исключая и моральный, причинённый с участием источника повышенной опасности, к коим относится и транспорт, возместить нужно будет независимо от виновности, кроме ситуаций, когда пострадали владельцы других ТС.

Если погиб один человек

В случае когда погиб только один человек, виновнику грозят принудительные работы максимум на 4 года или лишение свободы до 5 лет. Сверх того, запретят управлять транспортом на три года или менее.

Если происшествие повлекло смерть двух и более человек

В этом случае меры будут более строгими: возможный срок принудительных работ возрастает до 5 лет, а максимально время заключения – до 7 лет. И конечно, запрет на вождение, максимально – на три года.

Если водитель сбил людей на пешеходном переходе

Если погибли пешеходы, пересекавшие дорогу в разрешённом месте, то однозначно будет признана вина бывшего за рулём транспортного средства, ведь он обязан пропускать людей на переходе. Следовательно, он подлежит ответственности, если авария повлекла смерть – уголовной. Смотря по обстоятельствам судом будет назначена та или иная мера, предусмотренная соответствующей статьёй.

Отдельный случай, когда человек шёл по «зебре», но машине был зелёный свет. Здесь, скорее всего, вину возложат на управлявшего ТС, так как он всегда должен быть готов к возникновению опасностей и принимать меры для их предотвращения. Виновником пеший участник движения станет, когда будет ясно, что водитель при всём своём желании не мог предотвратить аварию.

Кстати, вы помните, что дорогу можно пересекать не только по «зебре», но и на любых перекрёстках, а также в любом другом месте, если соблюдаются все следующие условие:

  1. не видно переходовили перекрёстка с места предполагаемого пересечения дороги;
  2. дорога в обе стороны хорошо просматривается;
  3. нет разделительной полосы или ограждений;
  4. переход осуществляется под прямым углом к краю дорожного полотна.

Статья в тему: Кто виноват и какое грозит наказание виновнику, если ДТП случилось на пешеходном переходе + статистика по таким авариям за 2016 год

Ответственность водителя, когда виновен погибший пешеход

На основании п. 10.

1 ПДД, в котором прописано, что водитель должен ехать со скоростью, которая позволяет ему постоянно контролировать ситуацию, и в случае опасности тормозить вплоть до остановки, виновность пешехода на практике признаётся редко, только когда совершенно очевидно, что авария случилась из-за нарушения пешеходом ПДД (переход в неразрешённом месте, на запрещающий сигнал светофора или регулировщика) и у водителя не было никакой физической и технической возможности для предотвращения наезда. Доказательством этого может быть не только видеозаписи (видеорегистраторы в помощь) и показания свидетелей, но и трасологическая экспертиза.

Если виновником признают всё-таки пешего нарушителя, то водитель не будет осуждён по уголовной статье.

Но гражданскую ответственность владелец ТС за причинённый другим вред здоровью несёт всегда, то есть расходы на лечение (в трагических случаях – погребение), а также моральный ущерб пешеходу он должен возместить, даже в случае своей невиновности. Но и возмещаемая сумма затрат может быть снижена судом смотря по вине пешехода и состоятельности водителя, за исключением расходов, возникших из-за потери кормильца и затрат на погребение. А в возмещении морального и имущественного ущерба судом может быть и отказано.

Наказание за смертельное ДТП виновнику-пешеходу

Ответственность за ущерб несёт тот, кто виновен в его причинении. Поэтому если виновником ДТП окажется пешеход, то и административное, и уголовное наказание будет и ему.

Если в дорожном происшествии, которое произошло из-за пешехода, кто-либо погибнет, пусть даже водитель, ответственность он будет нести по ст. 268 УК РФ.

Если погибший один – наказанием будут либо принудительные работы, либо ограничение или лишение свободы, всё это на срок до 4 лет. Если жертв окажется несколько – то виновному пешеходу грозит до 5 лет принудительных работ или лишение свободы сроком до 7 лет.

Кроме того, возмещение нанесённого им ущерба, в том числе и имущественного, участники аварии могут потребовать с виновника. То есть водитель-потерпевшей может предъявить пешеходу-нарушителю требование оплатить ремонт автомобиля. Законность такого требования подтверждена Конституционным Судом РФ.

Всё сказанное в этом подзаголовке относительно ответственности пешеходов относится и к любым другим участникам дорожного движения, кроме водителей, например, пассажирам.

Какое наказание применяется за совершение смертельной аварии без прав

За езду без прав положено отдельное наказание, не связанное с попаданием в ДТП. И оно будет налагаться сверх мер, применяемых за совершение происшествия. Если человек не получал права – это будет штраф до 15 тысяч, но не меньше 5 тысяч. Если вёл машину лишённый удостоверения водителя – или штраф до 30 тыс. рублей, или административный арест, или обязательные работы.

Кроме того, вождение без прав будет поводом для возникновения регрессных требований к водителю у страховой компании.

Наказание за аварию, в которой погибли люди, совершённую в нетрезвом виде

Опьянение является усугубляющим вину фактором. Поэтому наказание будет строже. Выбора применяемых мер нет – полагается только лишение свободы, причём как минимум на два года. Потолок – 7 лет. А в случае гибели нескольких человек виновника лишат свободы на время от 4 до 9 лет. Назначить условный срок судья не имеет права.

Если виновника задержали спустя некоторое время после происшествия, и у него обнаружено опьянение, то считается, что он был нетрезв и при совершении аварии.

Страховая компания потребует от пьяного виновника заплатить затраченную ей на урегулирование убытков сумму по регрессу.

Статья в тему: Вся правда о наказании за ДТП в нетрезвом виде: когда, за что и какое оно будет + статистика происшествий

Последствия покидания места происшествия

Если человек не останется на месте аварии, то он подлежит наказанию по отдельной статье КоАП, регулирующей меры, применяемые именно за это правонарушение. А это лишение водительских прав на 1,5 года или арест максимум на пятнадцать суток.

В случае виновности в ДТП, в котором есть погибшие, оставление места происшествия будет поводом к увеличению строгости наказания.

Более того, даже в случае невиновности лица, покинувшего ДТП, к нему может быть применена ответственность по ст. 125 УК РФ, за оставление травмированного без помощи. Максимальной из возможных мер будет лишение свободы на год.

Со стороны страховщика за сокрытие с места происшествия будет регресс.

Статьи в тему:

Что грозит, если скрылся с места ДТП и в каких случаях наказания не будет

4 способа как избежать ответственности за оставление места ДТП

Как наказывается ДТП с погибшими в Украине, Беларуси и США

А теперь давайте посмотрим, как наказываются аварии, повлёкшие смерть, в некоторых зарубежных странах. Сразу скажу, что Беларусь и Украина в этом схожи с Россией, что неудивительно, ведь все они когда-то были единой страной. А вот в США применяется совершенно другая правовая система.

И ещё. Преступник судится по законам той страны, в которой он совершил наказуемое деяние. Но если он возвратится в ту страну, гражданином которой он является, ещё не будучи осуждённым за границей, то отвечать за содеянное он будет уже по законам своей страны. И наказание не будет более жёстким, чем оно полагается за преступление в государстве, в котором оно было совершено.

Какие меры применяются к виновникам на Украине

На Украине, если в ДТП погиб только один человек, наказанием станет заключение сроком от 3 до 8 лет, или условная мера – испытательный срок на 1-3 года. Если погибших несколько, срок лишения свободы будет равен 5-10 лет, а испытательный срок возможен только при осуждении на 5 лет.

Смягчающим обстоятельством, при котором, скорее всего, наказание будет минимальным – это полное возмещение ущерба потерпевшим лицам.

Лишение прав необязательно и решается судом, максимальный срок изъятия – 3 года. Опьянение будет отягчающим фактором, но отдельной статьи за это нет.

За вождение нетрезвым – административная ответственность, наказание за которую не зависит от попадания в аварию.

Беларусь: какое наказание придётся понести за совершение смертельного ДТП

В Беларуси виновника смертельной аварии осудят на исправительные работы на время до двух лет либо ограничат в свободе или лишат её на срок, не больший 5 лет. Если погибших несколько, то наказанием станет лишение свободы на 3-7 лет. Лишение водительских прав – по усмотрению судьи. Возможно условное наказание.

Пьяному виновнику происшествия с одним погибшим грозит попасть в заключение максимум на 7 лет, а с несколькими жертвами максимум на 10, при этом устанавливается нижняя планка – 4 года. Изъятие у виновника водительского удостоверения обязательно.

Ответственность за смертельные ДТП в США

В Соединённых Штатах действует правовая система, отличная от той, которая действует в России и на территории стран бывшего Союза, так называемая англо-саксонская.

Вообще, каждый штат устанавливает свою меру наказания за каждое преступление, хотя как основание и используется общий для всех Примерный Уголовный кодекс. Преступления делятся на простые и тяжкие, каждая из групп ещё подразделяется на степени (первая степень более тяжкая чем, например, третья).

Помимо этого, действует прецедентное право, когда суд, вынося решение, обязательно основывается на судебной практике. То есть для каждого случая у судьи уже есть готовое указание, как надо поступать, если подобные дела разбирались ранее.

Какое наказание полагается за ДТП с погибшими в Соединённых Штатах

Максимально возможная квалификация смертельного ДТП – это первая степень тяжкого убийства, за которое могут назначаться меры вплоть до пожизненного заключения и смертной казни. Но как правило, законы в конкретных штатах, предусматривают более мягкие наказания. Обычно авария с человеческими жертвами классифицируется как вторая степень тяжкого, или даже вторая степень простого убийства.

Точные меры за происшествие со смертельным исходом будут разные в зависимости от конкретных обстоятельств и штата, по законам которого идёт суд. Но в среднем за совершение, в том числе в пьяном виде, аварии, из-за которой погибли люди, полагается срок от 2 до 20 лет и штраф до 10 000 долларов. Стоит отметить, что там по ответственности пешеходы равны с водителями.

Подведём итоги

  • совершение аварии, если есть жертвы, приравнивается к причинению смерти по неосторожности;
  • водитель всегда несёт гражданско-правовую ответственность за вред другим, независимо от вины;
  • уголовное наказание будет только виновным;
  • состояние опьянения усугубит для виновника последствия происшествия, причинившего смерть.

Заключение

Вот такие последствия будут для виновника аварии, в которой погибли люди. С одной стороны, наказание достаточно суровое, с другой – погиб человек, и его уже не вернуть. Поэтому будьте аккуратны при вождении.

Если непонятно по теме статьи – пишите в комментарии, я дам ответы на все заданные вопросы.

-бонус: Что будет если прилетят пришельцы на Землю? Как вы считаете?

На этом у меня всё. Не забывайте оформить подписку на блог и поделиться ссылкой на статью в социальной сети. До новых встреч на страницах блога!

Источник: https://kulikavto.ru/dtp/nakazanie-za-dtp-so-smertelnym-iskhodom-budet-seryoznym.html

Кто возместит ущерб пешеходу при ДТП

Возмещение ущерба по ДТП со смертельным исходом на пешеходном переходе

Недавно мою дочь сбил на пешеходном переходе микроавтобус, на дорогах был гололед. Обошлось без переломов, но было много ушибов и гематом.

Я обратилась к водителю — виновнику ДТП, последний сослался на страховую, мол, у него застрахована гражданская ответственность, и ничего он лично возмещать не будет, вручил лишь копию страхового полиса.

Я узнала, что водителя, сбившего мою дочь, оштрафовали за ДТП в суде, так как факт ДТП был запротоколирован нарядом прибывшей патрульной полиции.

Я, как и сказал виновник ДТП, обращалась в его страховую компанию, но там, увы, мне тоже ничего не возместили и сказали, чтобы я за возмещением шла к водителю, да и вообще на компенсацию имеет право моя дочь, а не я, поскольку дочь уже совершеннолетняя.

Я в полном замешательстве: к кому мне обращаться за возмещением материального и морального ущерба? Допустим, если я или моя дочь будем обращаться с такого рода иском в суд, кто должен быть в таком случае ответчиком? Водитель — виновник ДТП или же страховая компания?

Елена ВАСИЛЬЕВА, Киев

Зимняя пора предсказуемо чревата гололедом, который является более чем в 50% причиной ДТП, в т. ч. не редки случаи и наездов на пешеходов.

Дорожно-транспортные происшествия, в результате которых страдают люди, в зависимости от тяжести телесных повреждений чреваты для виновников ДТП не только привлечением к административной ответственности (штраф, лишение прав), но и уголовной ответственностью — в случае получения потерпевшими телесных повреждений более серьезных, нежели легкие.

Так, при ДТП, в котором люди получили средней тяжести или более тяжелые телесные повреждения (в т. ч. и повлекшие смерть потерпевшего), водитель-виновник может, помимо штрафа, по ст. 286 Уголовного кодекса быть привлечен к исправительным работам до двух лет или же угодить за решетку на срок до 12 лет.

Если виновник ДТП добровольно не возмещает материальный и моральный ущерб, причиненный в результате ДТП, такой ущерб придется возмещать через суд, причем в обоих случаях.

То есть если повезло отделаться в ДТП легкими телесными повреждениями, то в суд на возмещение ущерба следует обращаться в общем гражданском порядке.

Если же имеет место уголовное дело в отношении виновника ДТП и потерпевшие получили средней тяжести и более тяжелые телесные повреждения, то следует заявлять гражданский иск в уголовном деле.

По общим правилам, которые установлены Гражданским кодексом, ущерб или имущественный вред возмещается лицом, которое такой ущерб причинило.

Профильной нормой для возмещения имущественного вреда является ст.

1166 Гражданского кодекса, согласно которой: «Майнова шкода, завдана неправомірними рішеннями, діями чи бездіяльністю особистим немайновим правам фізичної або юридичної особи, а також шкода, завдана майну фізичної або юридичної особи, відшкодовується в повному обсязі особою, яка її завдала. Особа, яка завдала шкоди, звільняється від її відшкодування, якщо вона доведе, що шкоди завдано не з її вини…».

Кроме того, боль и страдания, вызванные физической болью, связанной с травмой при ДТП, также являются основанием и для возмещения морального ущерба. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Гражданского кодекса моральный ущерб может заключаться в том числе «…

у фізичному болю та стражданнях, яких фізична особа зазнала у зв'язку з каліцтвом або іншим ушкодженням здоров'я…».

Поэтому в случае ДТП можно просить взыскивать не только материальный ущерб, связанный с различными затратами, например на лечение или реабилитацию после телесной травмы, но и ущерб моральный, вызванный морально-психологическими страданиями в связи с физической болью.

Возвращаясь к вопросу, кем же возмещается ущерб, причиненный в результате ДТП, необходимо обозначить, что в случае ДТП требования о возмещении ущерба могут быть предъявлены не только непосредственному виновнику ДТП, но и другим лицам.

ДТП всегда связано с источником повышенной опасности, а автомобиль — это, несомненно, источник повышенной опасности, таковым его прямо определяет и Гражданский кодекс. Согласно ч. 1 ст.

1187 ГК, если ущерб нанесен источником повышенной опасности (в частности, деятельностью по использованию, хранению и содержанию транспортного средства), такой вред возмещается владельцем источника повышенной опасности — лицом, которое на соответствующем правовом основании (право собственности, другое вещественное право, договор подряда, аренды и т. п.) владеет транспортным средством.

Вместе с тем действующее законодательство прямо предписывает возможность возмещения нанесенного потерпевшему вреда не непосредственно лицом, которое нанесло вред, а другим лицом — если законом предусмотрена такая обязанность.

Ст. 999 Гражданского кодекса указывает: «Законом може бути встановлений обов'язок фізичної або юридичної особи бути страхувальником життя, здоров'я, майна або відповідальності перед іншими особами за свій рахунок чи за рахунок заінтересованої особи (обов'язкове страхування)».

К обязательному страхованию законодательство относит и страхование гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств. Согласно ст.

3 закона № 1961-IV «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств»: «Обов'язкове страхування цивільно-правової відповідальності здійснюється з метою забезпечення відшкодування шкоди, заподіяної життю, здоров'ю та/або майну потерпілих внаслідок дорожньо-транспортної пригоди та захисту майнових інтересів страхувальників».

Т. е. гражданско-правовая ответственность каждого водителя должна быть застрахована в обязательном порядке, отсутствие у водителя, который управляет автомобилем, полиса страхования гражданской ответственности преследуется по закону, поскольку это по сути является составом административного правонарушения, за которое полагается крупный штраф.

В том же законе (№1961—IV) в ст.

5 определено, что «об'єктом обов'язкового страхування цивільно-правової відповідальності є майнові інтереси, що не суперечать законодавству України, пов'язані з відшкодуванням особою, цивільно-правова відповідальність якої застрахована, шкоди, заподіяної життю, здоров'ю, майну потерпілих внаслідок експлуатації забезпеченого транспортного засобу».

А в ст. 6 предусмотрено, что «страховим випадком є ДТП, що сталася за участю забезпеченого транспортного засобу, внаслідок якої настає цивільно-правова відповідальність особи, відповідальність якої застрахована, за шкоду, заподіяну життю, здоров'ю та/або майну потерпілого».

Системный анализ статей 9, 22—31, 35 и 36 закона № 1961-IV позволяет утверждать, что наступление страхового случая, т. е.

совершение застрахованным лицом ДТП, является прямым основанием для осуществления выплаты страховщиком (страховой компанией) страхового возмещения потерпевшему в границах страховой суммы, предусмотренной договором обязательного страхования ответственности собственника транспортного средства.

Возмещению страховой компанией по указанному договору подлежит ущерб, причиненный имуществу, здоровью потерпевшего. Возмещению подлежит и ущерб, связанный с возможной смертью потерпевшего.

На практике, чтобы выяснить размер ущерба, проводится оценка суммы ущерба с привлечением специалистов, которые и определяют размер ущерба на основании документов, предоставленных потерпевшим. Если размер ущерба превышает предельную сумму возмещения, предусмотренную договором, страховая компания ограничивается в выплате максимальной суммой, предусмотренной договором.

Для осуществления выплаты страховой суммы потерпевший или иное лицо, имеющее право на получение выплаты, должно обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением о наступлении страхового случая и выплате страховой компенсации.

Таким образом, исходя из всего указанного выше, в случае ДТП потерпевший в соответствии с требованиями специального закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» имеет право на обращение к страховой компании, в которой застрахована ответственность водителя, виновника ДТП.

Но право на обращение к страховой компании и право на возмещение от страховой компании не исключает права на обращение и к самому виновнику ДТП за возмещением ущерба. Как предусмотрено ст.

1194 ГК, в случае, если страховой выплаты (страхового возмещения) недостаточно для полного возмещения вреда, нанесенного лицом, застраховавшим свою гражданскую ответственность, это лицо обязано оплатить потерпевшему разницу между фактическим размером вреда и страховой выплатой (страховым возмещением).

Аналогичная правовая позиция отображена и в решении Верховного Суда Украины от 20 января 2016 г. по делу № 6-2808цс15: «…потерпілому як кредитору належить право вимоги в обох видах зобов'язань, деліктному та договірному.

Він вільно, на власний розсуд обирає спосіб здійснення свого права шляхом звернення вимоги виключно до особи, яка завдала шкоди, про відшкодування цієї шкоди, або шляхом звернення до страховика, у якого особа, яка завдала шкоди, застрахувала свою цивільну відповідальність, із вимогою про виплату страхового відшкодування, або шляхом звернення до страховика та в подальшому до особи, яка завдала шкоди, за наявності передбачених статтею 1194 ЦК України підстав.

Потерпілий вправі відмовитися від свого права вимоги до страховика та одержати повне відшкодування шкоди від особи, яка її завдала, в рамках деліктного зобов'язання, незалежно від того, чи застрахована цивільно-правова відповідальність особи, яка завдала шкоди.

В такому випадку особа, яка завдала шкоди і цивільно-правова відповідальність якої застрахована, після задоволення вимоги потерпілого не позбавлена права захистити свій майновий інтерес за договором страхування та звернутися до свого страховика за договором із відповідною вимогою про відшкодування коштів, виплачених потерпілому, в розмірах та обсязі згідно з обов'язками страховика як сторони договору обов'язкового страхування цивільно-правової відповідальності».

Вищевикладена правова позиція також відображена і у Постанові Верховного Суду України від 20 січня 2016 р. по справі № 6-2808цс15, де суд дійшов такого висновку: «…право потерпілого на відшкодування шкоди її заподіювачем є АБСОЛЮТНИМ, і суд не вправі відмовити в такому позові з тих підстав, що цивільно-правова відповідальність заподіювача шкоди застрахована.

У разі задоволення такого позову заподіювач шкоди не позбавлений можливості пред'явити майнові вимоги до страхової компанії, з якою ним укладено договір обов'язкового страхування цивільно-правової відповідальності».

Если потерпевший обратился к страховщику и получил страховое возмещение в размере, который в полном объеме возмещает нанесенный вред, деликтное (первичное) обязательство между потерпевшим и лицом, нанесшим вред, прекращается согласно ст. 599 ГК выполнением, проведенным должным образом. Проще говоря, если потерпевший получил всю сумму возмещения со страховой компании, то к водителю-виновнику он уже не вправе обращаться с требованием о возмещении ущерба.

Источник: https://www.2000.ua/v-nomere/derzhava/zakon/kto-vozmestit-uwerb-peshehodu-pri-dtp.htm

Дтп на пешеходном переходе со смертельным исходом для пешехода

Возмещение ущерба по ДТП со смертельным исходом на пешеходном переходе

В последнее время дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом на территории РФ существенно участились. Большую часть аварий сотрудники ГИБДД классифицируют, как наезд на человека, в том числе и на оборудованном переходе. Что служит причинами для подобных случаев, и всегда ли ответственность за Дтп с участием пешехода ложится на водителя, выясним в статье ниже.

Дтп с участием пешехода

Согласно настоящим правилам, факт наезда на пешехода подтверждается только при столкновении механического транспортного средства с человеком, в результате чего одна или обе стороны ДТП получают моральный или материальный ущерб. Причем учитываются в данном случае даже самые незначительные травмы, такие как вывих конечности, царапина, порез, гематома и т. д.

Произойти трагедия может на зебре, тротуаре, регулируемом перекрестке или же в зоне проезжей части, где пешее движение строго запрещено.

Разница в том, что в первых двух случаях вина неоспоримо будет возложена на водителя, в то время как третий и четвертый варианты подразумевают более подробное рассмотрение ситуации.

Что грозит автомобилисту за аварию на пешеходном переходе, в том числе и с летальным исходом, узнаем далее.

Основные причины происшествий

Всего Госавтоинспекция РФ выделяет три группы факторов, при которых происходят ДТП с участием пешеходов:

  • Невнимательность водителей;
  • Беспечность пеших участников движения;
  • Неправильная организация дорожного участка (отсутствие разметки, ограниченная видимость знаков и т. д.).

Внимание! В зависимости от перечисленных причин наезда на человека сотрудники ГИБДД определяют и степень ответственности для каждой из сторон конфликта.

Когда виноват водитель

Для того, чтобы водитель в полной мере взял на себя вину за ДТП на пешеходном переходе или тротуаре, происшествию должны предшествовать следующие обстоятельства:

  • Несоблюдение скоростного режима;
  • Техническая неисправность транспортного средства;
  • Невнимательность автомобилиста (разговаривал по телефону, с пассажиром и т. д.);
  • Игнорирование ПДД (обгон стоящего перед зеброй ТС, проезд перехода на красный сигнал светофора, выезд за пределы проезжей части и т. д.).

Но не исключены и такие ситуации, когда виновником аварии на зебре выступает сам пешеход. Поэтому очень важно не брать на себя преждевременную ответственность, и не скрываться с места происшествия до приезда инспекторов ГИБДД.

Когда виноват пешеход

Исходя из многолетней практики, Госавтоинспекция РФ может выделить следующие причины ДТП по вине пешехода:

  • Пересечение контролируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора;
  • Резкое появление на зебре (согласно настоящим правилам, человек должен ступать на переход исключительно спокойным шагом);
  • Попытка перейти на противоположную часть дороги в непредусмотренном для этого месте.

Важно знать! Также, как и автомобилист, пострадавший гражданин будет отвечать за нанесенный им вред движимой собственности второго участника конфликта. Доказать вину пешехода водителю помогут свидетели, камеры наблюдения или же банальный видеорегистратор.

Виды ущерба

В соответствии с законодательством РФ, весь ущерб, полученный людьми при ДТП, делится на две основные группы: моральный и материальный. Применяется он в отношении двух сторон конфликта. К примеру, если потерпевшим лицом выступает пешеход, то он может предъявить виновнику аварии следующие требования по компенсации вреда:

  • Полное возмещение средств, потраченных на лечение, испорченную одежду и аксессуары, что приравнивается к материальным ценностям;
  • Дополнительное пособие ввиду перенесенного стресса (один из видов морального ущерба).

То же самое касается и автолюбителя, получившего в ДТП с наездом на пешехода статус жертвы происшествия. Вот только потребовать компенсацию он может лишь в том случае, если полученные виновником телесные травмы не окажутся для него смертельными (в подобных ситуациях за покрытие вреда отвечает страховка КАСКО, если она присутствует у одной из сторон конфликта).

Первые действия после наезда на пешехода

Зачастую ДТП для пешехода заканчивается тяжелыми телесными повреждениями, ввиду чего, даже если виноват пешеход, на автомобилиста возлагается определенная ответственность за оказание ему первой помощи. Делается это следующим образом:

  1. После столкновения транспортное средство необходимо полностью остановить и обездвижить путем использования ручного тормоза;
  2. Водитель должен постараться определить степень увечий, нанесенных им пешему участнику дорожного движения;
  3. Если состояние пострадавшего человека среднее или тяжкое, то на место происшествия необходимо вызвать бригаду скорой помощи (легкий вред здоровью гражданин может зафиксировать на санпропускнике);
  4. При наличии аптечки и определенных медицинских навыков водитель обязан оказать потерпевшему лицу первую помощь (остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание и т. д.);
  5. На место ДТП вызываются сотрудники Госавтоинспекции (до приезда полиции желательно найти несколько свидетелей аварии и записать их персональные данные, так как показания очевидцев могут стать ключевым фактором в определении вины в суде);
  6. Если останется время, до прибытия сотрудников ГИБДД автомобилист может самостоятельно установить аварийные знаки на участке, где начинается тормозной путь (это ускорит процесс проведения экспертизы инспекторами ГАИ);
  7. По возможности, место дорожного происшествия следует зафиксировать на фото или видео;
  8. В последнюю очередь водитель может вызвать адвоката, чтобы избежать возможного обострения ситуации.

Внимание! При этом автовладельцу строго запрещается покидать зону ДТП, перемещать транспортное средство до прибытия инспекторов ГИБДД, убирать осколки с проезжей части. Ведь все это при составлении протокола будет приниматься за улики, порча которых чревата для гражданина внушительным штрафом или лишением прав на период до 1,5 лет (ст. 12.27 Административного кодекса).

Как определяется виновник происшествия

По прибытию на участок, где произошло дорожное происшествие, сотрудники Госавтоинспекции проводят тщательный осмотр местности, с целью определения схемы ДТП. В ней учитываются:

  • Длина тормозного пути автомобиля;
  • Положение сбитого пешехода на проезжей части;
  • Наличие знаков и работоспособность светофора (если авария произошла на переходе);
  • Техническое состояние ТС;
  • Угол обзора и дальность видимости.

Но на сто процентов установить вину в ДТП с пешеходом при смертельном исходе такая экспертиза не способна.

Поэтому дополнительно инспектора ГИБДД обязаны изучить показание свидетелей аварии, а также материалы с видеорегистраторов или камер наблюдения, расположенных в зоне происшествия.

И только после тщательной проверки суд может окончательно определить виновника ДТП, вынеся ему административное или уголовное наказание.

Порядок привлечения к ответственности

Если инспектора ГИБДД на месте признали водителя виновным, то по факту происшествия ему выписывается постановление, которое можно обжаловать в течение 10 суток. Спустя этот период, при отсутствии встречных исков с его стороны, дело о наезде на пешехода передается суд, где и выбирается дальнейшая мера наказания для автолюбителя (уголовная, административная или гражданская).

Важно знать! Существенно усугубляет положение вариант, если виновное лицо на момент ДТП пребывает в пьяном состоянии или скрывается с места аварии. Ведь в таком случае сотрудники дорожной полиции будут вынуждены объявить беглеца в розыск, и провести принудительное задержание без возможности оспаривания судебного вердикта.

То же самое касается и пешехода, получившего статус инициатора ДТП. Но привлечь его к ответственности в случае побега с места аварии будет намного сложнее.

Другое дело, если пострадавший покинет зону дорожного конфликта под воздействием шокового состояния.

Ведь тогда он сможет написать заявление на сбившего ее водителя в ГИБДД на следующий день, спровоцировав тем самым расследование, но уже без свидетелей и предварительной экспертизы.

Поэтому, попав в ДТП по вине пешехода, автомобилисту настоятельно рекомендуется оставаться на месте до приезда сотрудников Госавтоинспекции, и проводить процедуру регистрации аварии по всем правилам (включая осмотр участка происшествия и поиск очевидцев). Иначе водитель рискует понести ответственность за неустановленный факт наезда на человека при отсутствии доказательств обратного.

Меры наказания

Степень ответственности за создание критической ситуации на дороге зависит от тяжести случая. Как уже упоминалось ранее, Дтп с участием пешехода может расцениваться с точки зрения трех основных кодексов:

  • Уголовного;
  • Административного;
  • Гражданского.

Внимание! Вступают в действие перечисленные акты обычно в паре, что только усугубляет меру наказания для виновной стороны. Какой конкретно приговор может ждать водителя и пешехода за создание аварийной ситуации (в том числе и повлекшей за собою смерть), рассмотрим ниже в статье.

Пешеходу

В рамках административного кодекса, за банальное нарушение ПДД, пешеходу может грозить лишь штраф в размере от 1000 до 1500 рублей (в зависимости от пункта правил, который он проигнорировал). А вот уголовное наказание будет ждать человека лишь в том случае, если он своим появлением на дороге спровоцировал серьезное ДТП со следующими последствиями:

  • Водитель получил тяжелые или средние травмы – за подобный проступок УК РФ предусматривает до 2 лет лишения свободы;
  • При попытке увернуться от столкновения с пешеходом водитель попал в серьезную аварию, вследствие чего погиб один гражданин – данное нарушение влечет за собой ответственность в виде тюрьмы, на срок до 4 лет;
  • В ДТП погибло более двух особ – за такое преступление виновнику происшествия светит до 7 лет заключения.

Помимо двух перечисленных кодексов в дело вступает еще и ГК РФ, в соответствии с которым инициатор ДТП обязан покрыть нанесенный им ущерб третьим лицам. Это может быть: выплата по ремонту транспортного средства, возмещение морального вреда, возврат денег, потраченных на лечение и дальнейшую реабилитацию и т. д.

Водителю

Если водитель, наехавший на пешехода, нанес минимум вреда его здоровью, то такого рода конфликт вполне можно решить в рамках Гражданского кодекса, просто возместив пострадавшей особе моральный ущерб, установленный в обоюдном порядке. А вот при вызове на место ДТП сотрудников Госавтоинспекции автомобилисту придется понести более серьезное наказание, предусмотренное УК или АК РФ. Это может быть:

  • Лишение водительских прав на период до 3 лет (обычно такая мера считается дополнительной и применяется в сочетании с заключением или штрафными санкциям);
  • Арест на срок от 5 до 7 лет (наиболее суровый приговор, который имеет место быть при наличии погибших в ДТП);
  • До 48 месяцев принудительных работ (мера для граждан, нанесших средний или тяжелый вред здоровью третьих лиц при аварии).

Кроме этого водитель, совершивший наезд на пешехода, обязуется выплачивать ему моральную и материальную компенсации, в согласии с Гражданским кодексом. Уклонение от ответственности может стать причиной для увеличения срока пребывания виновника в тюрьме.

Спорные ситуации

Ущерб, полученный автомобилистом по вине пешехода, должен возмещаться исключительно виновником дорожного происшествия. Но на деле все не так просто.

Ведь если инициатор аварии получил телесные повреждения, то в этом случае в силу вступает статья 1079 Гражданского кодекса, которая обязывает владельца ТС выплачивать компенсацию пострадавшему, даже если ему официально присвоен статус жертвы ДТП.

Проще говоря, если человек сам бросится под колеса машины, то собственник движимого имущества должен будет возместить ему все затраты на лечение. Но от штрафов и уголовной ответственности автолюбитель в данной ситуации полностью освобождается, что предусмотрено УК и АК РФ.

Мы узнали, что грозит водителю за ДТП на пешеходном переходе при смертельном исходе, и как можно избежать наказания за наезд на человека. В заключение остается добавить, что доказать свою невиновность в подобных происшествиях, будучи водителем, довольно трудно. Поэтому за рулем нужно быть предельно внимательным, и по максимуму стараться избегать вышеописанных проблем.

Источник: https://pravodorog.ru/avarija/svedenija/dtp-s-uchastiem-peshehoda.html

Правовая помощь
Добавить комментарий