Возможно ли не соблюдать законы государства, которые считаешь неправомерными?

Урок 31: Я буду соблюдать закон

Возможно ли не соблюдать законы государства, которые считаешь неправомерными?

Помочь каждому ребенку понять важность уважения и соблюдения земных законов.

  1. Помолившись, внимательно изучите от Матфея 22:15–22 и Символы веры 1:12.

  2. Приготовьте столько соленого теста, чтобы каждому ребенку досталось по небольшому кусочку. Рецепт приготовления соленого теста приведен на стр. 43. (Если вам не удастся сделать тесто, принесите для детей фломастеры и бумагу.)

  3. Перечислите на листе бумаги несколько ситуаций, в которых рассказывается о законах и правилах, знакомых детям. Дайте каждому ребенку в классе как минимум одну ситуацию и присвойте им номера. Воспользуйтесь ситуациями, приведенными ниже, или придумайте свои, которые больше подходят для учеников вашего класса:

    • Ты опаздываешь в школу. Если ты перейдешь через дорогу не по пешеходному переходу, то так будет быстрее. Что ты должен сделать, чтобы не нарушить закон?
    • Вы с папой приходите в магазин, и ты просишь у него конфетку. Папа говорит «нет», но, пока он расплачивается за покупки, ты видишь, что можно незаметно взять и засунуть конфетку в карман. Что ты должен сделать, чтобы не нарушить закон?
    • Ты выводишь на прогулку свою собаку и отправляешься с ней в парк. Там ты видишь табличку «Выгул собак запрещен». В парке нет никого из взрослых, и ты спокойно мог бы привязать свою собаку за поводок к дереву и пойти играть. Что ты должен сделать, чтобы не нарушить закон?
    • Тебе нужно перейти через дорогу на углу, где есть светофор. Поблизости нет ни одной машины, да и вообще никого нет. Но на светофоре горит красный свет. Что ты должен сделать, чтобы не нарушить закон?
    • Ты пришел в библиотеку и отыскал там книжку, которую тебе хочется взять, но ты забыл дома свой читательский билет. Библиотекаря нет на месте, и ты мог бы незаметно выйти с книжкой. Что ты должен сделать, чтобы не нарушить закон?
  4. Приготовьте для игры «Соблюдай закон» столько листков бумаги, сколько детей в вашем классе. Пронумеруйте их и положите в плоскую вазу или корзинку.

  5. Сделайте для каждого ребенка значок из бумаги:

    Мы верим в соблюдение закона

  6. Приготовьте плакатик с надписью:

    Мы верим в соблюдение закона.

  7. Вам понадобятся следующие материалы:

    1. Библия;

    2. монета, желательно с изображением руководителя государства;

    3. булавки, клейкая лента или нитка, чтобы можно было прикрепить значки к детской одежде;

    4. иллюстрация 2-53: «Отдавайте кесарево кесарю».

  8. Если вы захотите выполнить на уроке дополнительные задания, подготовьтесь к ним заранее.

Попросите одного из детей прочитать вступительную молитву.

Если вы дали детям задание на неделю, проконтролируйте его выполнение.

Раздайте детям кусочки соленого теста и попросите их слепить корову, лошадь или овцу. (Если вы не смогли принести тесто или задание кажется слишком трудным для детей вашего класса, раздайте детям фломастеры и листки бумаги и попросите их нарисовать одно из животных. Обсудите нарисованное.)

Расставьте все эти фигурки на столе или на полу. Объясните, что фермеры должны как следует ухаживать за своими животными, хорошо их кормить, поить и защищать. Если животное куда-нибудь забредет, оно может потеряться или пораниться.

  • Что мы можем сделать, чтобы животные не разбредались? (Соорудить изгородь.)

Раскатайте ладонями по столу длинный кусочек теста. Обнесите им животных, будто изгородью. Объясните: изгороди нужны, чтобы охранять животных. (Пусть фигурки стоят так, как вы их расставили, до конца урока. В конце урока разрешите детям взять их домой.)

Объясните: у нас тоже есть нечто такое, что нас охраняет. Это «нечто» называется законами и правилами. Законы и правила похожи на заборы, потому что они ограждают нас от опасностей, которые могут причинить нам или другим людям зло. Если мы соблюдаем законы и правила, они помогают нам жить в спокойствии и счастье.

Выберите для обсуждения какую-нибудь простую игру, которую знает каждый ребенок в вашем классе, например, салочки или крестики-нолики. Пусть дети расскажут вам правила этой игры. Обсудите, что бы произошло, если бы они попытались сыграть в эту игру, не соблюдая ее правил. Помогите им понять: правила необходимы, чтобы в игру можно было играть и получать при этом удовольствие.

  • Какие еще бывают правила, кроме правил игры?
  • Какие правила есть, например, в вашем доме?

Пусть каждый ребенок назовет по одному правилу, заведенному в их семье. Например: «Я должен убрать свои игрушки после того, как поиграю». После того как каждый ребенок назовет по одному правилу, спросите:

  • Как это правило помогает тебе?

После того как каждый ребенок назовет по одному правилу, отметьте: точно так же, как у нас дома существуют определенные правила, есть правила, которых мы должны придерживаться в других местах.

  • Какие правила есть, например, в вашей школе, в Первоначальном обществе?
  • Как эти правила помогают тебе?

Объясните: точно так же, как у нас есть определенные правила дома, в школе и в Первоначальном обществе, у нас имеются правила и для города, и для страны. Эти правила называются законами.

Они помогают нам и защищают нас, как и правила, которых мы придерживаемся дома и в Первоначальном обществе.

Расскажите историю об одном мальчике, который узнал, как правила помогают нам, когда мы их соблюдаем.

Дима всегда мечтал о собственной собаке, поэтому он очень обрадовался, когда на день рождения ему подарили прелестного щенка. Он назвал его Дружком. Дима и Дружок от души веселились.

В городе, где жил Дима, было такое правило: все собаки должны быть либо на поводке, либо в огороженном дворе. Однажды Дима, собираясь пойти к своему приятелю, решил взять с собой Дружка. Он не смог найти поводок Дружка. И поскольку друг жил совсем близко, Дима решил взять Дружка без поводка.

Когда они шли вдоль по улице, Дружок заметил кошку на другой стороне дороги. Не успел Дима сообразить что к чему, как Дружок кинулся на дорогу и попал под машину.

Со слезами на глазах Дима поднял собаку и отнес ее домой. Мама отвезла ее к ветеринару, который позаботился о сломанной лапе Дружка.

Когда они приехали домой, мама сказала Диме, что Дружок мог бы и погибнуть. Дима сообразил, что щенок не попал бы в беду, если бы Дима не нарушил правило и вел бы его на поводке. Дима понял: правила существуют для того, чтобы защитить его и его собаку. Он решил, что никогда больше не нарушит это правило.

  • Как вы считаете, почему в городе, где жил Дима, существовал закон, что все собаки должны находиться на привязи?
  • Как можно было предотвратить несчастный случай с Дружком?
  • Зачем нужны законы и правила, которые нам необходимо соблюдать?

Объясните: законы нужны для того, чтобы помогать нам и защищать нас. Попросите детей перечислить некоторые главные законы, принятые в их местности. Помогите им понять, насколько полезен каждый закон.

Вы можете воспользоваться следующими идеями, если они подходят для вашей местности:

  • Останавливайтесь перед каждым знаком остановки. Это помогает нам избегать аварий.
  • Следите за ограничением скорости. Ограничения скорости устанавливаются для того, чтобы обеспечить безопасность и водители автомобилей могли быстро остановиться, если потребуется.
  • Выходя из дома, держите домашних животных на поводке. Этот закон охраняет животных, чтобы им (как Диминому щенку) не нанесли вреда. Он также убережет от вреда, который могут нанести животные имуществу других людей.
  • Не будьте жестоки к животным. Этот закон охраняет безопасность животных.
  • Не воруйте. Когда мы берем то, что принадлежит кому-то другому, мы приносим неприятности другим и себе.
  • Не сорите. Если все будут сорить, то город или поселок, где мы живем, будет выглядеть некрасивым и грязным. Нашим родителям (платя налоги) придется платить за его уборку.

Объясните: налоги – это те деньги, которые мы платим нашему государству, чтобы помочь ему оплачивать услуги, в которых мы все нуждаемся, например, труд полицейских и пожарников, содержание дорог и школ. Кратко обсудите, что произошло бы, если бы мы не платили налоги. Объясните: законы о налогах существуют для того, чтобы контролировать, как люди платят налоги.

Объясните, что у людей во времена Иисуса Христа тоже были законы о налогах. Покажите иллюстрацию 2-53: «Отдавайте кесарево кесарю» и расскажите историю из Евангелия от Матфея 22:15–22.

Объясните: люди спросили Иисуса, позволительно ли платить подать правителю. Уплата подати – это то же самое, что и уплата налогов.

Покажите монету, которую вы принесли. Объясните, что Иисус тоже попросил людей показать Ему монету. Он сказал, что на этой монете изображен Цезарь, правитель страны.

(Если на монете, которую вы принесли, изображен кто-нибудь из руководителей страны, обратите на это внимание детей.) Прочитайте вслух ответ Иисуса из Евангелия от Матфея 22:21 (начиная со слов Тогда говорит им).

Объясните: Иисус сказал людям, что им следует соблюдать и законы своей страны, и законы Небесного Отца. Иисус сказал людям, что соблюдать законы своей страны очень важно.

Прочитайте всем классом предложение, написанное на классной доске или на плакатике. Скажите детям, что это часть одного из постулатов веры нашей Церкви – двенадцатого Символа веры.

Попросите учеников хором повторить это предложение несколько раз.

Положите на стол или на пол список ситуаций, а также плоскую вазу или корзинку с номерами. Скажите ученикам, что теперь они могут сыграть в игру «Соблюдай закон». Затем отвернитесь и подождите минуту-другую. Если ответа не последует, задайте вопрос:

  • Почему же никто не играет в эту игру? (Потому что никто не знает правил игры.)

Если дети все же пытались разобраться в ситуации, например, складывая бумажки по порядку номеров, то похвалите их за старание; потом спросите:

  • Разве вы играете в игру «Соблюдай закон»?
  • Почему же нет?

Скажите, что правила и законы помогают нам в жизни и дают необходимые советы. Объясните правила игры:

  1. Вытяните из вазы (или корзинки) по одному номеру.

  2. Играйте по очереди, начиная с того, кто выбрал номер 1.

  3. Встаньте, когда подходит ваша очередь.

  4. Отдайте ваш номер учителю и без подсказок отвечайте на вопрос, который прочитает учитель.

  5. И до, и после своего ответа тихонько сидите на своем месте.

Сыграйте в игру, попросив каждого ребенка выбрать номер из плоской вазы или корзинки.

Зачитайте каждому ребенку ситуацию, соответствующую его номеру.

Наградите каждого ребенка значком за правильный ответ на вопрос. Похвалите детей за их хорошие мысли и ответы.

Спросите детей, что они скажут дома, когда их спросят про значок. После того как они ответят, подчеркните, как это важно – соблюдать законы, чтобы наша совместная жизнь была счастливой.

Поделитесь с детьми своим свидетельством о том, что законы даны нам во благо. Вы можете рассказать детям случай из своей жизни, когда вы испытали чувство благодарности, что не нарушили закон. Напомните детям, что они должны соблюдать законы Небесного Отца и своей страны.

Призовите детей на будущей неделе выбрать один из законов и неукоснительно его соблюдать.

Предложите ребенку, который будет читать заключительную молитву, попросить Небесного Отца помочь детям помнить и соблюдать законы.

Выберите из следующих заданий те, что больше всего подходят для детей вашего класса. Вы можете выполнить их по ходу урока либо для повторения или заключения. Дополнительные указания вы найдете в «Информации о курсе» раздела «В помощь учителю».

  1. Помогите детям запомнить наизусть двенадцатый Символ веры: «Мы верим в подчинение государям, президентам, правителям и судебным властям и в соблюдение, почитание и поддержание закона». Объясните детям непонятные слова.

    Дети помладше могут запомнить часть Символа веры, записанную на их значках: «Мы верим в соблюдение закона».

    Чтобы помочь детям запомнить Символ веры, вы можете спеть песню «The Twelfth Article of Faith» (Children’s Songbook, p. 131).

  2. Попросите класс подумать о пяти правилах, которые надо соблюдать в семье, чтобы все домашние не подвергались опасности и жили счастливо. Попросите детей по мере того, как вы называете эти правила, поднимать вверх по одному пальцу.

    Когда все правила будут перечислены и дети поднимут вверх все пять пальцев, обведите ладонь каждого из них на классной доске. Напишите над каждым изображением имя ребенка.

    Поблагодарите детей за то, что они помогали вам, и призовите их помнить и соблюдать правила, заведенные в их семье.

  3. Поиграйте с детьми в такую игру:

    Дойдя до края тротуара («походите» пальцами),

    Я здесь остановился вдруг (поднимите обе руки на уровень головы, ладошками вперед, будто останавливаете что-то невидимое).

    И, не теряя время даром (хлопните по запястью руки, где обычно носят часы),

    Гляжу, как вкопанный, вокруг (прикройте пальцами глаза).

    Я слышу звуки (поднесите сложенную ладошку к уху, будто прислушиваетесь), точно зная:

    Дремать здесь – Боже упаси! (на минуту закройте глаза, откройте их и покачайте головой из стороны в сторону),

    Когда вдоль улицы летают

    Трамвай, троллейбус и такси (помашите руками из стороны в сторону).

    Нет посредине улиц ходу (помашите указательным пальцем правой руки) – Там, где опасности грозят.

    Я перейду по переходу («походите» пальцами),

    Я знаю – это не забава (соедините руки на уровне груди ладошками вперед),

    Идти по улице одной.

    Смотрю налево (поверните голову влево) и направо (поверните голову вправо),

    Смотрю вперед перед собой (вытяните руки вперед, ладошками вовнутрь).

    Мне красный свет – всегда преграда (скрестите руки на уровне груди):

    Ведь рядом с ним опасность ждет.

    Иду туда, куда мне надо (походите на месте),

    Свой путь обдумав наперед (коснитесь лба).

    Напомните детям о важности соблюдать правила дорожного движения.

  Хотите оставить отзыв?

Источник: https://www.churchofjesuschrist.org/manual/primary-2/lesson-31?lang=rus

Лабиринты Фемиды. Почему в России плохо пишут законы | Бизнес

Возможно ли не соблюдать законы государства, которые считаешь неправомерными?

История разработки и принятия Закона о регистрации недвижимости (заменившего два отдельных закона — о кадастре и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним)  мне хорошо знакома.

Некоторое время назад я был приглашен как эксперт в сфере права недвижимости поработать над финальной версией текста законопроекта, который разрабатывался чиновниками Минэкономразвития.

 Я предложил коллегам из ведомства несколько идей, которые можно было бы включить в законопроекте и которые бы могли радикально улучшить нашу систему регистрации прав на недвижимость, сделав ее более достоверной и надежной.

После некоторой паузы, которую коллеги взяли для внутренних обсуждений, они честно мне признались, что все мои идеи очень хорошие и правильные. Но не своевременные.

Потому что для того, чтобы их реализовать в проекте, надо обсуждать их с другими федеральными органами исполнительной власти, а времени на это совершенно нет, потому что срок исполнения поручения начальства, велевшего принять закон не позднее такого-то числа, практически истек. «Когда-нибудь в следующий раз», — было сказано мне тогда. 

Собственно, после этого все мои позитивные эмоции, связанные с открывшимся в 2014 году окном возможностей для переформатирования отечественной системы регистрации прав на недвижимое имущество во что-то хоть сколько-нибудь похожее на лучшие зарубежные образцы, закончились.

Законы на потоке

Как мне представляется, у описанной проблемы есть несколько причин той или иной степени масштабности.

Во-первых, у нас сегодня гипертрофирована роль закона. По идее законы — это довольно абстрактные правовые предписания, которые являются ориентиром для ежедневной социальной жизни и правоприменительных практик.

Закон — не пошаговая инструкция, это, скорее, набор принципов, основных подходов и идей. В России же господствует идея о том, что для того, чтобы закон был хорошим, в нем «надо все прописать». Увы, это миф.

«Прописать все» в законе не получилось ни у кого (история юриспруденции знает несколько попыток сделать это, все они с треском провалились) и не получится никогда.

Реальная жизнь — штука слишком быстрая, изменчивая, а законодатель в принципе не способен предвидеть все многообразие возможных жизненных ситуаций.

Во-вторых, у нас совершенно неправильно устроен законотворческий (и законодательный) процесс. К сожалению, Конституция России закрепляет, что правом законодательной инициативы помимо президента и правительства (первый — явно лишний), обладают также все субъекты Российской Федерации, все депутаты думы и члены совета федерации.

В итоге субъектов законодательной инициативы — чуть менее тысячи лиц. Они не только вправе вносить законопроекты в парламент, но они вправе также вносить предложения о поправках к рассматриваемым проектам.

Это самое страшное, разрушительное их право! Даже если законопроект написан профессионалами (что сейчас зачастую бывает довольно редко) в своем деле, даже если он безупречен на этапе внесения, сохранить эту безупречность при прохождении проекта в парламенте скорее всего не удастся, депутаты под давлением лоббистов всех мастей наверняка его испортят «ко второму чтению». Собственно, именно невозможность сохранить в чистоте изначальный замысел и юридическую технику законопроекта и есть главный дефект устройства законотворческого процесса.

В-третьих, у нас до сих пор господствует совершенно отсталая система государственного менеджмента, основанная на принципе «поручение начальника — отчет исполнителя».

Я не могу аттестовать себя как специалиста в сфере государственного менеджмента, но, насколько я понимаю, этот подход к государственному управлению безнадежно устарел.

Зарубежная доктрина и практика государственного менеджмента сегодня во многом восприняла приемы управления бизнес-процессами: клиентоориентированность (клиенты — это граждане), целевой и проектный подходы, «приватизация» публичных функций — это все то, о чем рассуждают сегодня специалисты в сфере государственного управления.

В-четвертых, это активно насаждаемая нынешним российским политическим лидером философия этатизма, заключающаяся в том, что государство позиционируется как отец, строгий, но справедливый, всегда и во всем готовый прийти на помощь, подставить свое мощное плечо. В результате законотворчество становится все более и более основанным на идее государственного вмешательства во все и вся: какие договоры следует заключать, куда ездить отдыхать, какие сайты посещать, какие фильмы смотреть, какие книги читать и проч.

Это, разумеется, прямой путь в тоталитарное общество, из которого Россия, казалось бы, сбежала в начале 90-х.

Вместо того, чтобы развивать частную инициативу (например, наделяя общественные организации широкими квазипубличными полномочиями по контролю за возможными нарушениями прав клиентов банков и застройщиков, потребителей, экологических стандартов и проч.

), законотворцы при помощи законов «о государственной поддержке …» делают людей все более и более беспомощными, инертными и безынициативными.   

В-пятых, у нас отсутствует политическая конкуренция на всех уровнях общественной жизни. Именно это и порождает описанное безответственное отношение к качеству законопроектной работы.

Писать законы, за которые не стыдно

Идеальное законотворчество должно выглядеть так: профессионалы-законотворцы, сосредоточенные в одном месте (это может быть министерство юстиции или законопроектный офис правительства), должны разработать на основе предварительных социологических, экономических и других эмпирических исследований, подготовленных представителями заинтересованной части общества (из-за текущих проблем, но не по указке вышестоящего начальства), высокопрофессиональный текст.

Его в парламент должно вносить правительство, «прикрывая» законопроект авторитетом народного мандата, полученного на последних выборах руководителем правительства (в России это де-факто президент).

И никто, кроме правительства не должен иметь право законодательной инициативы (при этом, разумеется, парламент может обязать правительство разработать тот или иной закон). Депутаты могут или в целом принять закон, написанный профессионалами, либо отклонить его.

Никаких поправок депутаты (не будучи профессионалами в сфере права) вносить в текст, подготовленный юристами, не могут.

Они — депутаты (то есть, общественники, спортсмены, певцы, бизнесмены и проч.) — будучи представителями общества, могут от лица общества либо принять, либо не принять законодательную инициативу правительства.

В случае несогласия парламента с внесенным законопроектом, должна создаваться согласительная комиссия, которая будет обсуждать тот текст, за который парламент будет согласен проать. Разумеется, текст будет основан на компромиссах, но юристы-разработчики проекта должны выразить готовность идти на них.

В результате реализации такой модели законопроектная работа станет относительно неспешной, намного более основательной и профессиональной. Однако ее реализация, увы, невозможна без изменения Конституции страны.

Следует забыть о доктрине «государство-отец». Общество, управляемое и направляемое чиновниками, заведомо не перспективно, оно проиграет в глобальной конкуренции. Законы должны стимулировать и развивать частную инициативу.

Рецепты для этого известны: введение присяжных по важным для всего общества категориям гражданских дел, внедрение доктрины т.н.

«штрафных убытков», позволяющих обычным гражданам, чьи права были нарушены коммерсантами, наказывать тех рублем, легализация гонорара успеха, стимулирующего юристов оказывать юридическую помощь небогатым клиентам в расчете на участие в разделе выигрыша.

Понятно, что для реализации всех этих идей необходим суд, по-настоящему независимый и профессиональный, то есть, такой, которого сейчас в России нет и создавать который надо будет в обозримом будущим по уже известным нашей истории рецептам (я имею в виду Великую судебную реформу Александра II).

При этом, разумеется, должны быть изменены и технические подходы к законотворчеству. В качества образца для подражания здесь есть опять же известные примеры из нашего старого дореволюционного опыта (хотя в европейских странах законотворческий процесс с технологической точки зрения устроен примерно также).

Пояснительная записка к законопроекту должна перестать быть той позорной страничкой формального и бессодержательного текста (как это есть сейчас). Она должна быть постатейной и предельно детальной. Из нее должно быть понятно, почему разработчики законопроекта сформулировали норму таким образом, а не иначе.

Почему был поддержан один подход и отвергнут другой и т.д.

Зачем нужен детальный текст пояснительной записки? Да потому что это уникальный инструмент в руках практикующих юристов, который позволит всем — нотариусам, адвокатам, судьям, юрисконсультантам, чиновникам и даже прокурорам понимать и применять закон одинаково, в соответствии с замыслом его разработчиков.

Для примера могу привести такой исторический факт. Когда-то в Российской империи готовился проект Гражданского кодекса, первой кодификации гражданского права в России. Проект писали лучшие умы Империи в течение пары десятков лет.

Итогом работы разработчиков стал великолепный 12-томный «Проект Гражданского уложения с объяснительною запискою» общим объемом около 6000 страниц.

Надо ли мне говорить, что примерно в том же ключе работали и продолжают работать разработчики законов в развитых западных юрисдикциях.

* автор выражает благодарность Сергею Васильевичу Сарбашу, судье ВАС РФ в отставке, за ценные советы и предложения, высказанные им при подготовке статьи.

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/357799-labirinty-femidy-pochemu-v-rossii-ploho-pishut-zakony

Правовая помощь
Добавить комментарий